|
|
20.07.2006 г.
-
17.08.2006 г.
Выставка объединяет совместные инсталляции художников: «Препараты и пособия», 2004, впервые показанную в выставочном зале «Мансарда», ГЦСИ, Москва,
и «Занимательная физика», 2005, экспонировавшуюся в рамках фестиваля Института Про Арте «Современное искусство в традиционном музее в Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда, С-Петербург, а также «Естественные истории» Сергея Денисова, 2006, представленные галереей «Anna Nova», С-Петербург, и «Простые вещи» Владислава Ефимова, 2006, созданные специально для Нижегородского Арсенала.
Выставка «Препараты и пособия» названа в честь первого совместного проекта художников Сергея Денисова и Владислава Ефимова, представляющего собой встречное (само)исследование двух авторов, живущих в разных городах, имеющих различное образование и непохожие творческие биографии.
Владислава Ефимова философ Елена Петровская назвала «художником одного проекта». Проект этот — исследование самой природы — вещей и их сущностей, которое проявляется через создание странных объектов, соединяющих «случайное». Мумифицируя лягушек, снабжая крыльями фрагменты гипсовых скульптур, запихивая в конверты-трубки высушенные розы, обкладывая барочной лепниной зубные протезы, Ефимов дает предметам новые качества, свойства, бытие, предается процессу «созидания». Как правило, ефимовские «монстры» преподносятся зрителю лишь в виде фотографии, исходное предназначение которой, как известно, — запечатлеть реальность.
Сергей Денисов коллекционирует стрекозиные крылья и пустые оболочки жизни — коконы личинок, лепестки цветов, для которых он создает прозрачные «склепы», запаивая в слюдяные пластинки, превращая в немыслимые «средневековые» коллажи-гербарии. Ему тоже не чуждо фотографирование — только снимает Денисов предметы не сотворенные, а найденные, удивившие диковинностью, нелепостью, нереальностью. Останки насекомых и растений, знаки, наклейки, графитти, оставленные неизвестным «декоратором» на стенах города, — становятся для Сергея Денисова археологическими находками, предметом классификации и музеефицирования, или же, по определению критика Андрея Фоменко, «машинального посредничества». В серии «Естественные истории» Денисов неожиданно обратился к большеформатной живописи. Рядом с привычно Денисовскими персонажами — объединившими в себе наследие членистоногих и чешуекрылых с пластикой «лиан» и волосатых «растений», появились напомаженные юноши и девушки. Фарфоровые головки и игрушечные букетики нашли отклик в лабиринтах обнаженных внутренностей рыб, причудливых изгибах форм, прячущихся за полостями земноводных и насекомых, расчлененных и преодолевающих разрыв плоти.
Выставочный зал уподоблен лаборатории алхимика или «сумасшедшего» ученого. На низких столиках в «чашках Петри» аккуратно размещен «мусор» в виде крыльев насекомых. По стенам развешаны «пособия»: слепки сердца, Земного шара, почек, лягушачьих лапок, глаз и даже «магнита». В пространстве зала — фотографии необычных интерьеров — стеллажи, заполненные всевозможными предметами — колбами, весами, объектами в стеклянных ящиках, шариками, подвешенными к потолку. Интерьеры оказались реальными мастерскими художников.
Интерес к «препаратам и пособиям» продолжен в инсталляции «Занимательная физика», созданной по одноименной книге Якова Перельмана. Фотографии и видеофильмы зафиксировали опыты, описанные великим ученым и реализованные художниками. Занятия искусством позволило авторам осуществить детскую мечту каждого, кто мечтал протолкнуть яйцо в кефирную бутылку.
Выставка «Препараты и пособия» — о сходстве и отличии. Согласно Аристотелевской логике различие определяется подобием, чтобы найти разницу нужно отталкиваться от близкого качества. В идентичности интересов зрителю предложено определить непохожесть. Или, наоборот, воспользоваться опытом средневековых номиналистов, которые выводили единую идею, исходя из разнообразия форм.
Выставка повествует о судьбе художника, который, в силу избранного рода деятельности, обречен на пристальный взгляд, наблюдение. Наблюдение рождает мысль, мысль — сужается до того, чтобы увидеть подобия. Образ мысли влечет за собой особый образ жизни — поэтому на выставке представлены фотографии студий авторов. Художники становятся объектами исследования зрителя, который обнаруживает, что они — Двойники.
Ирина Горлова
« назад к списку проектов
|
|
|