|
|
01.07.2003 г.
-
15.07.2003 г.
Организатор выставки: Государственный центр современного искусства, Нижегородский филиал
Выставка проводится в рамках программы «Арсенал - территория современного искусства» при поддержке Фонда Форда и Министерства Культуры Российской Федерации
Художники:
Александр Константинов, Алексей Добров и Даниил Лебедев (группа "Синий Суп"), Ольга Чернышева, Владислав Ефимов и Аристарх Чернышев /Москва/, Ольга Егорова, Дмитрий Виленский /Санкт-Петербург/, Вячеслав Мизин и Александр Шабуров /Новосибирск - Екатеринбург/, Евгений Стрелков, Николай Олейников, Галина Мызникова и Сергей Проворов /Нижний Новгород/.
Кураторы: Евгений Асс и Любовь Сапрыкина
Команда: Юлия Абрамова - администрация, Анна Куркина – работа с прессой , Александр Извеков – информационное обслуживание , Ирина Фельдман – работа с общественностью, Юлия Маврина – видеосъёмки, монтаж
Техническое обеспечение: Александр Толстых и Владимир Игнатушко
Волонтёры (студенты Нижегородского Государственного университета им. Лобачевского – кафедры музеологии и культурологии): Евгения Вдовиченко, Анна Жаркова , Валентина Максакова , Наталья Мариненко, Юлия Минакова, Максим Орлов , Анастасия Петрова , Дарья Плющик, Илья Трахтенгерц, Григорий Туманин
Организаторы выражают благодарность: Сергею Кириенко, Виктору Ратникова, Ирине Юрна, Александру Заволокину
ПРОЕКЦИЯ НОВОГО МЕСТА
Проекция места.
Арсенал - одно из самых больших сооружений нижегородского кремля: длинной 200 метров, площадью в 5000 кв. м. Военный склад построен в 1843 году по приказу Николая I, как завершающий – фоновый элемент композиции соборной площади. С архитектурно-технической точки зрения это здание - «пристенок»: хранилище опирается на кремлёвскую стену XVI века. До июля 2002 год в арсенале размещался картографический архив Министерства Обороны. За полтора столетия здание ни разу не ремонтировали, и в марте 2003 года арсенал передан Нижегородскому филиалу ГЦСИ в аварийном состоянии. Собственное имя здания подсказывает ассоциации с латинским корнем «ars» /искусство/ и арабским – «дарсина`а»/дом ремёсел/, а опыт ХХ века напоминает о том, что искусство умеет превращать устаревшие технические сооружения - фабрики, электростанции, вокзалы, бункеры и арсеналы – в уникальные объекты культуры.
Проекция времени.
История превращения заброшенного военного объекта в центр современного искусства началась еще в 1994 году. Тогда Нижний Новгород переживал счастливое время: на гребне ельцинского федерализма здесь попытались освоить столько свободы, сколько едва ли можно было удержать. Распрощавшись со своим социалистическим прошлым, бывший город Горький взялся за восстановление дореволюционных брендов - имени Нижний Новгород, статуса открытого всему миру ярмарочного торгового центра. Началось формирование радикального современного имиджа Нижнего Новгорода как третьей столицы, полигона рыночных реформ, края непуганых журналистов. Кое в чём город одержал бесспорную победу, приобретя, например, устойчивую славу «архитектурной столицы России».
Центр современного искусства в нижегородском кремле мог бы помочь укрепить привлекательный образ региона, стремящегося обозначить себя в ряду европейских центров бизнеса, науки и культуры. Однако передача Арсенала из военного ведомства в Министерство культуры завершилась лишь в 2003 году, когда на смену либеральному федерализму 90-х пришли административные округа. Сладкое слово «столица» законно увенчало амбиции Нижнего, наконец, ставшего столицей, но не «третьей», а всего лишь Поволжья. К этому времени Нижний Новгород утратил лидирующие позиции на политической и экономической сцене, оставив за собой лишь бесспорное лидерство в архитектуре и уникальный опыт интеграции актуальной художественной культуры в консервативную среду провинции.
«Проекция» став знаком перехода памятника в культурное пространство города, и явилась полной неожиданностью для тех, кто мечтал о традиционном для Нижнего Новгорода сочетании места и действия, где арсеналу отводится роль идеологизированного военно-патриотического объекта. Открытие и работа выставки сопровождались письмами к президенту России и архиепископу нижегородскому и арзамасскому, подписанными некоторыми членами творческих союзов советских художников и советских писателей. Их авторы обвиняли современное искусство в порнографии, отсутствии патриотизма, распространении сатанизма и требовали передать Арсенал православной церкви.
Проекция культуры.
«Проекция» в Арсенале – заявка на решение сразу нескольких проблем. Превратив пространство Арсенала в экспериментальное экспозиционное поле, можно попытаться создать новую культурную ситуацию в Нижнем Новгороде и, возможно, на всей отечественной территории современного искусства. Вместе с тем организация выставки в Арсенале является частью архитектурных исследований, поиском возможностей встраивания исторического здания в современное публичное пространство. Таким образом, смысловым стержнем выставки неизбежно становился сам Арсенал как объект культурной интервенции и пространственной трансформации. Поэтому тема сформулирована просто - "художники в Арсенале", а усилия кураторов направлены на то, чтобы «поселить и приживить» современное искусство в Арсенал.
Это определило выбор авторов – состоявшихся и потенциальных звёзд отечественного искусства, демонстрирующих индивидуальный экзистенциальный опыт и автономный мир художественного мышления. В итоге в «Проекции» оказались художники из Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Нижнего Новгорода, что позволило обозначить такую специфическую для российской сцены проблему как своеобразие столичных и провинциальных художественных стратегий. Предоставляя художникам свободу в выборе темы и формата высказывания, кураторы ориентировали их на внимательное отношение к форме высказывания. Именно качества формы про-из-ведения представлялись принципиальными в работе с пространственно-временным континуумом вновь создаваемой автономной зоны искусства.
Проекция искусства.
Название выставки «Проекция» - метафора футуристического пафоса проекта «Арсенал – территория современного искусства». В немалой степени это название сложилось под влиянием художников, которые предпочли видео, аудио и мультимедиа в качестве творческих технологий. Проекции как способ создания изображения оказались наиболее адекватны предметно-пространственной среде Арсенала. Иллюзорные образы, скользящие по экранам в сумраке похожего на базилику пространства, не конкурируют с нежной красотой руины, не провоцируют тактильных сопоставлений с разлагающейся материей прошлого. Проснувшийся к новой жизни Арсенал как будто бы созерцает своё будущее в череде видений, которые навевают ему художники, в свою очередь очарованные таинственной красотой и странностью места.
Произведения, созданные для экспозиции в Арсенале демонстрируют основные типы современного видео: документальное и формальное видео, видеоперформанс и интерактивную инсталляцию, антителевидение и антикино. Размышления о природе прекрасного и категориях эстетического, критика и пародирование стереотипов масспопкульта, ревизия ценностей левой идеологии, исследование природы агрессии и предупреждение об опасности насилия – круг тем, волнующих авторов выставки. И даже в тех случаях, когда произведение формально не являлось проекцией, а представляло собой материальный объект, оно становилось проекцией Арсенала в пространство кремля и города.
Любовь Сапрыкина
« назад к списку проектов
|
|
|