|
|
07.09.2006 г.
-
17.09.2006 г.
Движения (о работах Дагмар Шенк-Гюлих)
Дагмар Шенк-Гюлих - уроженка города Нюрнберга, родины А. Дюрера. Дагмар - художник с самым широким спектром интересов. Основное внимание она уделяет изобразительному искусству. Фундамент ее творчества при этом чрезвычайно обширен. В свои работы Дагмар вкладывает много энергии. Уже в 16 лет она создала платформу для последующей деятельности. Изучая теорию и историю искусства, музыковедение и философию, она продолжила свою практическую деятельность в знаменитой Фольквангшуле (Школе искусств города Эссена) и в эссенском университете.
Все творчество Дагмар связано с подлинным интересом к человеку и его проявлениям. Не случайно основной мотив ее работ - движущийся человек. При этом художница развила особый художественный язык.. Ее искусство апеллирует не только к изобразительному искусству, но и к музыке, которую Дагмар называет искусством, связанным со временем. Благодаря классическому образованию Дагмар прекрасно разбирается в музыкальной классике, а также хорошо знает современных музыкантов, со многими из которых ее связывают дружеские отношения. Погружение в стихии музыки вдохновляет художницу и влияет на ее образный мир.
Любовь к танцу связана с личной историей художницы и также оказывает сильное влияние на ее творчество. Особенно ее интересует балет, которым она занималась в детстве - ведь именно в Рурской области танцевальное искусство прекрасно развито и широко представлено. Кроме того, Дагмар - действующий журналист и критик. Она принимает участие во многих конкурсах, всегда в центре событий и знает основные моменты современной культурной жизни.
Раньше, посещая танцевальные представления, Даргмар делала зарисовки и пометки карандашом, как когда-то это делали художники экспрессионисты. Потом она отказалась от этого. Вернувшись после мероприятия вмастерскую, она создавала картины по свежим впечатлениям. При этом ее картины не столько воссоздают танцующих людей, как это делали мастера рубежа веков, сколько сообщают о волнующей романтике "сцены".
От небольших эскизов Дагмар перешла к крупным полотнам. Формат ее танцевальных сцен - это движение ее собственного тела. Линии связаны с ее собственной длиной тела, с размахом руки. Обычно художница работает с холстом, часто он не закреплен в раму, а сворачивается, подобно восточным свиткам. Ее техника также новативна - вместо традиционного густого масла художница использует жидкий лак, который она наносит не кисточкой, а (как это неправдоподобно выглядит) шпателем. У этой техники своя специфика - ничего нельзя менять, необходимо действовать мгновенно. Это нравится художнице. Цвет, структура, наложение мазков, пространство картины определяются ее собственным движением. Так, она вовлекается в контекст картины, становится конгениальна ему. Словно актер, она создает собственный сюжет, вливая в него всю силу и чувство.
Та скорость создания картин, которая характеризует позднее творчество художницы объясняется большой предварительной работой. Напомним одну знаменитую восточную легенду. Падишах заказал художнику картину. Прошло много времени, работа все не готова. Разгневанный правитель приходит в художнику, тот не на долго удаляется и вскоре появляется с написанной картиной. Падишах недоволен - почему надо было так долго ждать для того, чтобы потом так быстро нарисовать что-то? Художник отвечает. Все мое время было потрачено на тренировку, чтобы суметь сейчас так быстро и точно выполнить мою работу. Дагмар считает, что настоящий труд может возникнуть, если человек долго и напряженно работал всю свою жизнь.
Вдохновение Дагмар черпает в работе актеров и в самом феномене восприятия. Слова о "настоящем зрителе" становятся понятными, когда мы всматривается в работы, посвященные театральной публике. В серии "Наблюдатель" мы видим многоуровневую, состоящую из нескольких регистров и "рядов" слушающую и смотрящую публику. Кажется стирается грань между теми, кто находится в зрительном ряду и на сцене, между активным действием и пассивным восприятием. Снимается привычный порядок театрального представления., все вступает в диалог. Зритель по-разному втянут в действие - кто-то больше, кто-то меньше, кто-то готов раскрыть пределы собственной судьбы. В ее картинах, посвященных страданиям Иисуса, этот принцип предельно воплощается в жанре сакральной живописи.
Дагмар воссоздает жизнь в образах, в которых прообраз - живой, поэтому ее картина - не отпечаток статичной реальности, а сам процесс становится предметом, когда художница в одном танцевальном ритме объединяет движущиеся и смотрящие фигуры. Чтобы быть "антропологически" более точной, Дагмар использует все возможные технические средства, имеющиеся у нее в распоряжении. В компьютерных редакциях она экспериментирует с линиями и формами, чтобы придать мотивам движения новые разрешения и повороты. Так возникают работы, которые строятся на напряжении между гармоничной формой и причудливой красивостью. Художница переросла уровень традиционной презентативности и представляет, скорее, мир аллегорий человеческих форм выражения и самораскрытия.
Дагмар не работает с традиционной перспективой, ее пространства - условное пространство сцены. Поэтому внимание сосредоточено на то, что происходит на "переднем плане" сцены. Совершенно белый фон стал со временем особенностью ее художественного языка. Художница достигла того, что может достичь художник. В движущемся человеке она нашла основной мотив творчества, который она в разных новых поворотах и точках зрения уточняет и тематезирует. Ее эстетика влияет на зрителя ярко и непосредственно. Она широко известна в Германии.
Кольмар Шульте-Гольтц, историк искусства, преподаватель в университете Бохума, куратор в Бохумском музее Hattingen, автор ряда статей о современном искусстве.
« назад к списку проектов
|
|
|