|
|
24.06.2004 г.
-
18.07.2004 г.
Организаторы:
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство культуры Республики Польша,
Государственный центр современного искусства (ГЦСИ),
Москва - Нижний Новгород , Национальная галерея искусств «Захента», Варшава
При поддержке Посольства Республики Польша в Москве и Польского культурного центра в Москве
Кураторы:
Магда Кардаш, Ирина Горлова, Михаил Миндлин
Художники: Павел Альтхамер, Анна Баумгарт, Куба Бонковский, Агнешка Бжежаньская, Богна Бурская, Рафал Буйновский, Юлита Вуйчик, Лешек Голец и Татьяна Чекальская, группа «Азорро», Оскар Давицкий, Артур Жмиевский, Агнешка Калиновская, Катаржина Козыра, Збигнев Либера, Петр Лютыньский, Марчин Мачиевский, Збигнев Рогальский, Роберт Румас, Даниэль Румянцев, Ядвига Савицкая, Вильхельм Саснал, Хуберт Черепок, Гжегож Швертня, Эльжбетта Яблоньская, Малгожата Яблоньская.
В России проект проводится в рамках программы ГЦСИ «Обмен».
Руководитель программы: Леонид Бажанов.
«Выставка получила наименование «штука» - «Новая штука из Польши». Не потому, что «штука» по-польски значит искусство, или не только потому. А потому что под «штукой» в русском языке подразумевается нечто единичное, особенное, удивляющее очертаниями и содержанием. То есть - явление, вещь», - Ирина Горлова, Михаил Миндлин
Выставка современного польского искусства «Под бело-красным флагом. Новая «Штука» из Польши», организованная Государственным центром современного искусства и Польской Национальной галереей искусств «Захента», представляет произведения художников, которые активно заявили о себе на польской и международной художественной сцене в 90-х годах 20 века. Выставка объединяет таких звезд мирового искусства как Павел Альтхамер, Катаржина Козыра, Збигнев Либера, Артур Жмиевский, Роберт Румас, так и совсем молодых авторов. Это объединение не случайно, оно позволяет продемонстрировать особенности развития польского искусства в последнее десятилетие, показать смену приоритетов, поколений. Как интерес польских художников к социальной проблематике, к проблемам телесности, ответственности художника перед обществом сменяется в творчестве новой генерации желанием войти в окружающую действительность, использовать язык масс-медиа, знаков реальности для создания произведений, сливающихся или контрастирующих со средой.
Важной в контексте данного проекта является также задача представить русским зрителям и художественной общественности произведения, экспонировавшиеся в различных странах мира, но никогда не показывавшиеся в Москве и других городах России.
В 2004 году выставка была показана в в Rotermann's Salt Storage, отделе Эстонского художественного музея в Таллинне и в Центре современного искусства в Вильнюсе. В России экспозиция была представлена в Арсенале Нижегородского Кремля, Нижнетагильском музее изобразительных искусств и Государственном центре современного искусства в Москве.
Под бело-красным флагом
Повсюду древки, повсюду бело-красные флаги. Ведь я хочу только твоего чувства, а на каждом шагу меня могут ударить или даже убить. Кто-нибудь. Человек человеку волк. Друг предает.
Дорота Масловская «Польско-русская война под бело-красным флагом», изд. II, Лампа и Искра Божа, Варшава 2003, с. 25
Под бело-красным флагом молодые польские художники будут демонстрировать свои работы в Таллине, Вильнюсе, Москве, Нижнем Новгороде и Нижнем Тагиле. На выставке новое искусство Польши представляют Павел Альтхамер, супергруппа «АЗОРРО», Анна Баумгарт, Куба Бонковский, Агнешка Бжежаньская, Рафал Буйновский, Богна Бурская, Хуберт Черепок, Оскар Давицкий, Лешек Голец и Татьяна Чекальская, Эльжбета Яблоньская, Малгожата Яблоньская, Агнешка Калиновская, Катажина Козыра, Збигнев Либера, Петр Лютыньский, Марцин Мацеёвский, Збигнев Рогальский, Даниэль Румянцев, Вильгельм Сасналь, Ядвига Савицкая, Гжегож Штвертня, Роберт Румас, Юлита Вуйчик, Артур Жмиевский. Коллективная выставка, представляющая искусство страны, вызывает ассоциацию с матчем сборной команды на выезде. Естественно, тренеры стараются отобрать лучших спортсменов, выступление которых будут оценивать впоследствии зарубежные зрители.
Идея организовать выставку «Под бело-красным флагом. Новая «штука» из Польши» возникла в ответ на проходившую в прошлом году в варшавской галерее «Захента» художественную выставку из России «Снегурочка», и поэтому среди ее кураторов оказались Ирина Горлова и Михаил Миндлин из Государственного центра современного искусства в Москве. Обе экспозиции имели целью представить известных художников, творческая активность которых мощно обозначилась в обеих странах в середине девяностых – начиная с художников, признанных в стране и за границей, и кончая теми, кто еще весьма молод, но уже узнаваем, известен по конкретным работам.
Интерес, который проявили к этому проекту коллеги из Таллина и Вильнюса, привел к тому, что мы можем показать работы польских мастеров в тех городах, где около шести лет тому назад проходила выставка «Искусство Польши», в которой впервые принимали участие многие из тех молодых художников, кто сейчас выступает «под бело-красным флагом» уже в качестве маститых мастеров. Благодаря этому проекту у эстонской и литовской публики появляется шанс не только увидеть, как изменилось творчество Либеры, Козыры или же Альтхамера, но и познакомиться с весьма оригинальным искусством самого молодого поколения польских художников.
При организации выставки, представляющей собой обзор творчества (с некоторым упрощением) двух поколений польских художников, мы искали метафору, которая могла бы синтетическим образом обрисовать эту художественную ситуацию и которую можно было бы использовать в названии. В ходе этих поисков меня поразили анахронизм и вечная потребность идеи группового представления художников одной страны. Анахронизм потому, что понятие национального искусства, вопреки желанию многих, является анахронизмом, если принять во внимание наступающую быстрыми темпами унификацию современного мирового искусства – и поэтому в подзаголовке появляется формулировка «искусство не искусство, «штука» из Польши». Однако кажется, что в организации таких выставок имеется неизменный смысл – они приносят пользу зрителям, наблюдающим данную сцену изнутри и извне. Кроме того, появляется возможность для сопоставлений, поиска неких последовательностей или перемен в искусстве. В данном проекте взгляд извне обеспечивается участием кураторов из России. Мы объявили состав «польской сборной» и теперь вместе кричим «Польша, шайбу!». Я приняла естественную для меня точку зрения человека, принадлежащего к старшему поколению участвующих в выставке художников.
Весьма существенным является тот факт, что экспозиция будет представлена в Эстонии, Литве и России. В течение последних двух десятилетий участники выставки показывали свои работы в западной Европе или в США чаще, чем в соседних странах Прибалтики или в России. Когда от имени всех организаторов я приглашала художников для участия в этом проекте, то часто слышала, что восточное «направление» выставки их очень интересует, поскольку воспринимается как новый, не открытый еще материк. И хотя с географической точки зрения он близок, тем не менее, многим представляется экзотическим краем. Первая часть названия выставки – «Под бело-красным флагом» – сознательно заимствована из заглавия книги Дороты Масловской, ровесницы самых молодых авторов, представленных на этой выставке. И хотя тематика выставки никак не связана с польско-русской войной, в некоторой степени (помимо многих прочих замыслов) является трезвым взглядом на определенную среду, искаженную примитивными клише. Взгляд молодой писательницы на окружающий мир, ироничен и дистанцирован; обычная жизнь становится наилучшим, а, может быть, и единственным источником ее творчества. Подобным образом мыслит само молодое поколение польских художников. Таким образом, название выставки указывает на будущее как на главное направление интересов молодых созидателей культуры.
На протяжении последних нескольких лет в польском искусстве произошла смена поколений. Преобладавшее во второй половине девяностых годов искусство, занятое проблемами тела и человека в социальном контексте, стало заменяться творчеством более частного характера, черпающим вдохновение из индивидуального опыта, ближайшего окружения, поп-культуры, локальных контекстов. Это искусство, которое при поверхностном рассмотрении может казаться нацеленным на шутку или игру, часто за исходную точку принимает критическое отношение к действительности, из опыта которой черпает вдохновение.
Начнем с художников, ярко проявивших себя в польском искусстве прошлого десятилетия. Збигнев Либера демонстрирует на выставке проект, который присутствует в социальном пространстве двояким образом: виртуально – как публикация в еженедельнике «Пшекруй», и реально – как созданная им обложка журнала, помещенная в реальное городское пространство во время рекламной кампании этого журнала. Репортаж Либеры, представляющий воображаемую сцену приветствия американских солдат, вступающих в Багдад, являлся сардоническим комментарием к польскому участию в интервенции в Ираке. Заблаговременно созданная художником ситуация привела к тому, что «Пшекруй» оказался первым журналом, который после действительного взятия столицы Ирака, опубликовал об этом материал. Материал – провокация, но в сегодняшнем мире побеждает тот, кто был первым!
Роберт Румас показывает очередную сцену проекта, названного «Городские маневры». Каждую из них художник предваряет изучением обстановки в данном городе, определением мест нахождения социальной патологии, которые потом отмечает на карте с помощью изобретенных им условных знаков – пиктограмм. Румас в течение многих лет остается верным позиции художника как общественного деятеля.
Похожим по своему интервенционистскому характеру является проект другой пары художников Лешека Голеца и Татьяны Чекальской. Они решились на концептуальный жест, единственным следом которого на выставке является листовка, содержащая информацию о том, что они внесли определенную сумму денег на счет Международного Красного Креста в знак солидарности с людьми, находящимся в нужде, в данном случае, с жителями Чечни, о чем свидетельствует отметка на номере счета. Эта работа является своеобразным продолжением предыдущих проектов этой пары художников, выражающих сочувствие ко всем живым существам. По своему графическому решению эта работа ассоциируется с «Супрематическая композицией» Казимира Малевича, что является сознательным указанием на авангард как на предвестника социально ангажированного искусства.
Пётр Лютыньский в течение нескольких лет последовательно старается приблизиться к идеалу тотального произведения, соединяющего в себе все виды искусства, а также найти доказательство братства всех живых существ (что напоминает творческую стратегию Лешека Голеца и Татьяны Чекальской). Очередная версия проекта «Птичья колонна» призывает к совместному действию людей и животных, в данном случае, птиц. Произведение Лютыньского в полной мере существует во время перформанса. Музыканты – классические, фольк-, рок- и сам автор в псевдо-фольклорном варианте – играют в помещении, похожем на деревенский сарай, в котором картины-объекты выполняют одновременно функцию эстетическую (объекты искусства) и потребительскую (кормушки). Лютыньский наносит удар закоснелым способам восприятия мира и искусства, сохраняя одновременно идеалистическую веру в Gesmtkunstwerk.
Гжегож Штвертня показывает новый цикл картин под названием «Театр и кино», рассчитываясь с темой тоталитаризма и памяти, или ее отсутствия. Фотореалистические полотна сопровождаются частично правдивыми, частично выдуманными комментариями художника. Таким образом, картины входят во взаимодействие со зрителем, заставляя его размышлять о потере контрастности образа с течением времени.
Вопросом истории и памяти занимается также Ядвига Савицкая. Увеличенные снимки – портреты изношенной, пресыщенной присутствием бывших пользователей одежды побуждают к постановке вопросов о хрупкости и смысле человеческого существования. Чередующиеся надписи «ОККУПИРОВАННЫЕ, ОСВОБОЖДЕННЫЕ», предназначенные для размещения на лестничных ступеньках или на колоннах в очередных выставочных местах, это по сути дела проект 'site specific', придуманный художником для выставки «на востоке», глубокая выразительность которого в равной мере касается и оккупированных народов, и оккупантов. Пространственная инсталляция, состоящая из приклеенных к сцене черно-белых фотографий бантов от подарков и нагроможденных в кучи коробок, обернутых розовой бумагой с черной, как будто сделанной вручную надписью «НИЧЕГО В СЕРЕДИНЕ», говорит об экзистенциальной ситуации вечного ожидания и несовершенства.
Артур Жмиевский демонстрирует «Урок пения» – запечатленное исполнение кантат Баха хором глухонемых молодых людей. Новый проект художника соотносится с сюжетом, который он уже затрагивал ранее: непохожесть и навязанные общественные правила. И на этот раз Жмиевскому удается передать сложность проблемы сильным, формально единым и своеобразным поэтическим способом.
Катажина Козыра экспонирует одну из последних видео-инсталляций – «Преступление и наказание», название которой вполне подошло бы для выставки, проходящей в трех городах России. На этот раз художница проникает в герметичный мир мужских развлечений с оружием, но герои фильмов, занимающиеся на заброшенном полигоне стрельбой и взрыванием различных предметов, имеют гротескные маски классических pin-up girls. Персонажи – образцы «типично мужского поведения», имеющие лица «настоящих женщин» – соответствуют идеалу, существовавшему до эпохи феминизма.
Веру в критическое искусство с его серьезными общественно-экзистенциальными проблемами и жестокой живописью заимствовала у старших коллег художница молодого поколения – Богна Бурская. Представленные ею два цикла фотографий «Оттепель» и «Дорога» - типичным для ее произведений образом выстраивают напряжение на стыке - «красивой картинки» - красные узоры на бело-лазурном фоне – и весомостью содержания - следы крови на снегу, которыми они образованы. Феминистическим комментарием является фильм «Арахна» – запись перформанса в исполнении тарантула, прогуливающегося в обстановке безвкусного будуара.
Творчество Павла Альтхамера – коллеги из мастерской Козыры и Жмиевского, всегда было сходным с их манерой и в то же время обособленным от них. Интерес к локальным контекстам, актуальной действительности и заполняющим ее предметам (часто изношенным, но благодаря этому и ценным, поскольку они являются свидетельством конкретной, недалекой истории), к реальной жизни, непосредственно окружающим его людям (соседи – общество и друзья; семья – уединенность), всегда ставили этого художника немного в стороне от главного течения польского критического искусства. Сегодня наглядно видно, что творчество Альтхамера указывало пути молодым художникам, создавало своеобразный мост между поколениями. С какого-то времени Альтхамер применяет тактику высказывания с помощью своих близких. В этой роли выступали уже двойник артиста, его друг, младшая дочь и жена. Сейчас он попросил двух своих сыновей, еще подростков – Шимона и Бруно, принимать творческие решения вместо него. Уже несколько лет Альтхамер развивает именно такой способ сглаживания границ между жизнью и искусством, и этот способ заимствуют художники, которые появились на артистической сцене в конце 90-х годов.
В работах Анны Баумгарт часто наблюдаются феминистические акценты. Она исследует, а затем демонстрирует типы поведения женщин – или подчиненные общественным стереотипам, или же идущие с ними вразрез. Основанный на манипуляциях с кинокартинами (художница путем монтажа подменяет лица главных героинь своим лицом), проект под названием «Настоящие?» поднимает тему женских стратегий и характеров. Демонстрация именно этой работы в стране, где картина «Летят журавли» является частью народной памяти, представляется особенно актуальной.
Супергруппа «АЗОРРО» в начале 2003-го года совершила на машине путешествие из Кракова в Вену, во время которого сняла фильм. Этот фильм показывает события, происходящие во время стоянок (покупка плитки шоколада на бензоколонке, расспрашивание местных жителей о дороге, еда в пути и т.п.) и однообразие длительной поездки. Характерное для «АЗОРРО» пристрастие создавать абсурдные ситуации, которые комментируют абсурд действительности, в этой картине нашло свое выражение в сценах, в которых как художники, так и «случайно» встреченные люди пользуются в тривиальных диалогах мертвым языком – латынью. В контексте этой выставки, которая также поедет в Россию, эта кинокартина (являющаяся размышлением об актуальной роли артиста) приобретает дополнительное значение, становится декларацией принадлежности к определенному кругу культуры. Можно только спросить, есть ли смысл напоминать об этом в сегодняшнем однородном мире.
Индивидуальный проект Оскара Давицкого – очередная попытка этого художника ответить на вопрос: есть ли смысл заниматься искусством во времена, в которых все уже было? «Перформанс в фотошопе» – это как будто руководство для перформанса в исполнении Адама Слодового, демонстрация чудес, которые можно создать в простой редакторской программе. Это сомнение и одновременно декларация веры.
Хуберт Черепок создает кинокартины, развивающие некоторые темы, заявленные в артистических акциях уже не существующей группы «Магистерс», в которую до 2002 года он входил вместе со Збигневом Рогальским. Его новейшие работы говорят об абсурде существования и об учреждениях (или об абсурде учреждений, особенно, связанных с искусством). «Студия» – это картина бесконечного танца людей на движущихся стульях, выполняющих непонятные и бессмысленные в своей запутанности действия. «Библиотека» является пронзительной записью скуки.
Творчество Эльжбеты Яблоньской, вовлеченное в общественные вопросы, сочувственно склоняется над оскорбленным человеком – художница декларирует желание помочь людям. Для выражения своих взглядов она применяет средства из арсенала поп-культуры. Такое сопоставление интервенционизма с чувством юмора стало отличительным знаком Эли Яблоньской. На выставке представлен один из вариантов инсталляции, являющейся визитной карточкой художницы – «Бэтманша». Это героический автопортрет художницы, женщины-матери, в собственной квартире, который является составной частью пространственной инсталляции, выполняющей одновременно роль детской игровой площадки.
Новая видеоработа Агнешки Калиновской связана с создаваемыми ею прежде скульптурными композициями. Обе группы произведений объединяются восприимчивостью к некоторым моментам человеческих отношений, моментам напряжения положительного и отрицательного свойства. "Personal Doping" – это бесконечный круг людей, которые, неизвестно, то ли друг друга поддерживают (спасают), то ли оказывают друг на друга давление.
Сходную тематику затрагивает в своих трудах Даниэль Румянцев. «Autoerotique» – это видео-инсталляция, в которой актер, ироническое alter ego молодого художника, исполняет псевдо-эротическнй танец в меняющихся костюмах, банальных определителях пола. Авторский текст, помещенный в каталоге, является двусмысленным комментарием на тему характерного для нашего времени стирания границ и критериев. Румянцев смело пользуется в своем творчестве стратегией бесцеремонности, о чем говорит, например, фильм "Love Song", кадры из которого помещены в каталоге.
Молодая художница Юлита Войчик живет в Гданьске. Она воспитывалась в традициях критического искусства, но, поскольку принадлежит к последующему поколению, занимается им несколько издалека, однако с не меньшей преданностью. Суть проекта «Подкармливайте небесных птиц» раскрывается в двусмысленном названии. Проект в действии – создание кормушек для птиц в виде точных макетов зданий галерей и музеев, которые потом помещаются перед их прообразом – является голосом в дискуссии по вопросу роли и образа художника в обществе. Юлита – одна из художниц, действующих на границе «обычной жизни» и искусства, и ее простые на вид артистические акции вызывают иногда более бурную реакцию, чем работы, говорящие об аналогичных проблемах более прямо.
Агнешка Бжежаньская постигает рубежи мира искусства, дизайна, поп-культуры и мистики. Ее фотоснимки образуют циклы, блоки, составленные из мелких частиц со сходным мотивом. Художница является коллекционером, накапливающим в памяти цифрового фотоаппарата образы, чтобы потом их переработать, например, путем наложения рукотворного рисунка на фотографические изображения реального мира. Как правило, он имеет символический смысл и чаще всего обращается к дальневосточной духовности. Творчество Бжежаньской правильно обращает внимание на свойственное современности сближение различных уровней действительности – saсrum и profanum.
Многие польские художники обрели веру в живописное творчество. Малгожата Яблоньская создает в своих картинах, имеющих вид компьютерных комиксов, напряжение путем стыковки банальной «человеческой» темы с формой, происходящей от покоренного техникой мира. Художница как будто указывает на героический аспект будней.
Подобная манера, являющаяся далеким отражением излюбленных тем Альтхамера, характеризует также творчество молодых художников, когда-то состоявших в группе «Ладне», но сейчас работающих по отдельности. Марчин Мачиевский демонстрирует на выставке картины последних лет – сильно инспированные польской действительностью, отраженной в кривом зеркале средств массовой информации, а также две картины, отобранные, по-видимому, с учетом места экспозиции выставки: «Восстание Костюшко в Польше» и «Ноябрьское восстание». Эти композиции несколько напоминают рисунки в учебнике истории для начальной школы, однако касаются сложных отношений наших народов.
Для Рафала Буйновского творчество – это непрерывный поиск изображаемого содержания путем анализа самого процесса. «Три обрамленные картины, действительно видимые под небольшим углом» искажают перспективу. В проекте, названном «Мать Уистлера», художник освобождает картину, заключенную в другой картине. Используя свою излюбленную стратегию – создание мультипликаций, он увеличивает количество возможных новых контекстов, в которых можно найти эту картину, до числа, обозначающего их тираж.
Вильгельм Сасналь представляет созданный специально для этой выставки комплект написанных черной тушью на бумаге рисунков, в которых мы найдем след пейзажа, предмета или контура фигуры. Рисунки Сасналя так же, как и его новейшие картины, написанные масляными красками, доказывают, что он обладает исключительным умением извлекать суть из наблюдаемой действительности. Конкретные наблюдения подаются зрителю с легкостью образа, увиденного краем глаза.
Збигнев Рогальский год тому назад стал снова писать. Предметом его творчества, как и у Рафала Буйновского, становится состояние художника в контексте современной жизни и искусства. Рогальский использует, однако, манеру живописи, отличную от манеры упомянутых выше художников. Его картины меньше напоминают комикс, но зато приближаются по стилистике к переработанному поп-культурой фотореализму.
Проекты Кубы Бонковского – видеофильм, названный «Авиационные испытания», и инсталляция «Гагарин» относятся к действительности, в которой пришлось созревать молодым полякам, эстонцам, литовцам и россиянам. Эту уходящую в историю иконосферу можно определить девизом «чем хуже техника, тем шумнее теория». Труды Бонковского символическим образом подводят итоги выставки «Под бело-красным флагом». Репродукция кадра из отсутствующего на выставке фильма «Живописные работы», документирующего перформанс художника, в ходе которого на стене рисуют бело-красный флаг, превратилась в фирменный знак выставки.
Магда Кардаш
« назад к списку проектов
|
|
|