Olga Egorova / Zapla/
Аудиоспектакль посвящён это мифологии места. С помощью звуковых эффектов Ольга Егорова подчеркнула явный милитаризм обычных экскурсий по нижегородскому кремлю. Лай собак, перестрелка, внезапное падение тел - и экскурсант нервно вздрагивает, оборачивается, смотрит по сторонам, но - чу! - это только звук, возникший в его наушниках. И так - раз за разом - человек, идущий по строго заданному маршруту, понимает обусловленность своего поведения тем, что нашептывает голос его "кукловода": "воображаемый противник" может прятаться везде. Ольга Егорова обнажила механизм промывания мозгов. Бдительность - наше оружие. Так писали во времена борьбы с "низкопоклонством перед Западом". Сегодня ролевая модель "бдительности" опять востребована. "Прогулка по кремлю" с ее аудиоэффектами и рассказами о выдуманной угрозе приводит к тому, что слушатель в конце экскурсии начинает все происходящее вокруг воспринимать как часть тотального заговора. Девочки-археологи с лопатками в руках выглядят замаскированными шпионками, а чиновники, отправляющиеся на обеденный перерыв, - явными агентами Запада. Сталинская паранойя пугающим образом оживает в сознании слушателя. Этот проект показал разрушительную работу теории заговора. Когда врага нет - его создают из любого подручного материала. "Прогулка по кремлю. Методразведзанятие - это что-то вроде перформанса, только "перформансирует" здесь не художник, а зритель с наушниками на голове, строго следующий инструкциям.
Любовь Сапрыкина
Дорогие товарищи туристы!
Я не сомневаюсь, что у вас уже есть необходимые навыки работы с картой. Но достаточны ли они для настоящего разведчика? Каждодневно наращивая в себе качества настоящего разведчика, не забываете ли вы о работе с картой? Сможете ли вы, глядя на карту, представить ее в целом и предположить (а ведь нельзя забывать, что разведчик, прежде всего, проверяет умозрительные гипотезы) где именно скрывается воображаемый противник? Сможете ли вы, путем включения своего воображения, найти врага и обезвредить?
Естественно, что часто вы называете себя просто туристом, но никогда нельзя забывать, что в любом качестве, вы являетесь разведчиком. В чем состоит задача разведчика? Найти и обезвредить предполагаемого противника.
Не будем забывать при этом, что мы имеем дело с врагом коварным, хитрым и беспощадным. Даже если вы уже смогли распознать и обезвредить многих воображаемых противников, не сомневаюсь, что наше показательное, методически-разведывательное занятие будет вам полезно.
Воображаемый противник бывает двух видов: воображаемый внутренний противник и воображаемый внешний противник. Поскольку обнаружить и обезвредить воображаемого внутреннего противника проще, то мы, в рамках одного занятия остановимся на способах обнаружения и обезвреживания воображаемого внутреннего противника.
Наше методически-разведывательное занятие будет построено следующим образом: мы предполагаем, что территория, представленная на вашей карте, заражена и частично оккупирована воображаемым противником. Наша задача, проверить эту гипотезу.
Для начала, проследуем в пункт, обозначенный на вашей карте цифрой «1».
Начинается ритмичный шум шагов.
Для движения используем следующий способ скрытного хождения, а именно, маскировка путем полного слияния с местным населением. Идем так, как будто мы действительно простые туристы.
Дети, посмотрите, это святой Георгий! Вы думаете, что это герб Москвы, но это не совсем так, святой Георгий он вообще покровитель армии. Поэтому не случайно он смотрит на различное вооружение нашей армии. Посмотрите, дети, эти пушки поставлены здесь в 70-х, то есть 30 лет назад! Вот, посмотрите, это самолет, там дальше, рубка подводной лодки, напротив, различные пушки и танки советской армии. Бегом, дети, встречаемся с вами у последней пушки!
Смех детей, топот детских ног, дети взбираются на пушки. Продолжатся ритмичный шум шагов.
- Не хотите попробовать смит? Попробуйте новые смит!
- Давай сфотографируемся здесь. (справа)
- Стой ты уже, не шевелись! (справа)
- Птичка! (справа)
- Дети, дети, не шалите.
- Стой, Славик, а то упадешь! Не ходи туда, я тебе сказала!
- Не смей туда залазить! Таня! Вернись!
- Ну, конечно, все же хотят быть счастливыми, и он тоже, туда же…
- Ты думаешь, мне не больно?
- Давай! Быстрей!
- Не ходи туда, я тебе сказала!
- Татьяна Михайловна! Мы теперь на самолете фотографироваться будем!
- Эй! Помогите!
- Ты куда пошла!
- Главное, потом обратно выбраться!
Достигнув пункта, обозначенного на вашей карте цифрой «1», определим место своего стояния. Мы стоим на углу забора, напротив кафе-бара, откуда начинается экскурсия по Кремлевской стене. Начинаем медленно двигаться вдоль забора, до места, обозначенного на вашей карте цифрой «2»
Звук бара (музыка) шум подвыпивших голосов. Постепенно появляется голос экскурсовода на Кремлевской стене (слева)
Звук за забором: Лай собак (звук тренировки собак), хоровое пение
Продвигаясь вдоль любого забора, никогда не упускайте случая посмотреть в имеющиеся в нем щели.
Преодолев открытую дорогу, выходим к двум параллельным тропинкам. Разделенным вечнозеленым насаждением. Сориентировав место своего стояния, берем правую дорогу. Остановимся у первой лиственницы.
Пение птиц.
Несмотря на то, что вечнозеленые растения являются прекрасным укрытием, нельзя забывать, что за ними может скрываться воображаемый враг.
Параллельно проходит рота солдат. Или кто-то пробегает. (справа)
Звук движения в кустах. Кто-то с трудом прорывается. (слева)
Продолжаем движение прямо.
Воображаемый противник, как правило, движется параллельно с вами. Ваша задача – определить его раньше, уничтожить, и, тем самым, не дать ему перейти вам дорогу.
Звук боя в кустах. Крик одного солдата. Звук работы двух пулеметов с одной стороны. Один пулемет немного другого звука с другой (слева: один немного ссади, другой впереди)
Звук убегающих вперед пяти солдат.
Остановимся в этом месте.
Как и следовало ожидать, вы, двигаясь по этой дороге, столкнулись с засадой противника, двигавшегося по параллельной вам дороге. Коротким штыковым ударом вы их опрокинули. Один солдат убит, остальные отступили прямо по курсу, вон к тому зданию.
Продолжаем движение по дороге.
Лай собак со спины. Лай приближается. Страшно. Детский голос справа впереди: «Иди сюда, собачка, хороший, хороший…» Собаки пробегают мимо вперед и ластятся к девочке.
Выйдя из вечнозеленых насаждений, движемся к левому углу здания
- Таня! (слева), Ты забыла мусор убрать!
Очевидно, что отступивший воображаемый неприятель устроил засаду с внутренней стороны здания. Эту засаду мы должны найти и обезвредить.
.
С левой стороны пение птиц и осторожное движение в кустах.
Я, вообще этот мусор не буду убирать, это Сашка тут все бросил, а мне всегда за ним убирать, я не собираюсь, и вообще вы ко мне всегда придираетесь, как будто это я всегда виновата, а я тут надрываюсь, и вообще… (голос продолжает говорить, теперь уже ссади)
Звук работающей машины, веник. (сзади)
Аккуратно поворачиваем за угол. Движемся до следующего угла здания.
Голос из окна: Слева сверху: «Я тебе сказал: отправить – значит отправить!…. Пусть он там сломается! … В пять будем в бане, несколько тысяч из кассы возьми…»
За углом здания (слева) звук работающего пулемета.
Итак, понятно, что воображаемый противник устроил засаду на углу здания. Движемся по тропинке по направлению к строящемуся зданию.
Отработаем теперь различные способы ухождения от преследования и выход из засады врага.
Прекрасный способ отрыва от преследования осуществляется с помощью гранат Ф-1. «Лимонку» закрепляют в траве или кустах, рядом с тропой. Чеку гранаты вытаскивают, оставляя самый кончик, сдерживающий боек. Бечевку от чеки протягивают через тропу, затем, через равные промежутки протягивали бечевки, но уже без гранат. Расчет такой. Подорвавшись, (звук взорвавшейся гранаты) Преследователи станут более внимательными, бечевка будет их останавливать, когда же их бдительность притупится, когда они устанут от пустых поисков, тогда-то и сработает еще один заряд. (Звук взорвавшейся гранаты)
Что делать, если вас окружили в блиндаже, землянке или бункере. Из этой ловушки тоже можно выйти живым, если, конечно, воображаемый враг вас сразу же не уничтожит. В таких случаях применяется «гранотометание с выдержкой». В этом случае чека выдергивается из гранаты и ведется отсчет до «двух», на счет «три» граната бросается, а на «четыре» граната уже взрывается. Такое метание гранаты не даете ей откатится, она взрывается в воздухе. (Звук взорвавшейся гранаты)
Когда кричат «Сдавайся!» -- то еще есть надежда вырваться. Пяток гранат, брошенных с упреждением, расчистят круг, позволят хотя бы вырваться на поверхность, и если уж умирать, то не просто так, а в хорошем бою. Так воевали наши отцы и деды. Приобретенный ими боевой опыт надо знать и уметь использовать.
Продолжаем движение в сторону набережной «Вечного огня», до пункта, обозначенного на вашей карте цифрой «5».
Звук экскурсии из башни
Звук шагов справа (две девушки на каблуках): Господи, как туфли жмут, но я все равно в них ходить буду!
Повернув на набережную «Вечного огня» продолжаем движение вдоль по набережной.
- Ой, как мне страшно тут сидеть! А ты боишься высоты? Мама! Смотри, там, наверное, вообще другой город или даже страна!
- Это все твои речи на День рождения, про женскую любовь…
- Ты знаешь, я не знаю, что с ним делать, он все время врет мне и врет. Вот, представь, вчера он мне сказал, что один его друг…
- Ты говорила, что позвонишь…
- А я тебе звонила!
- Да ты, Марь Сергеевна, простыла!
- Знобило всю ночь, мне соседи лекарство приносили.
- Да народ у нас хороший, добрый народ!
- Да с чего ему быть добрым?
- Так, разливаем, не тяни!
- Она его любит, а он ее нет, но и живут себе прекрасно. Лично мне нравится. (мужской, справа)
- Ой, подожди, у меня мороженое капает!
- Мама! Опять ничего не понимаешь! Я же тебе уже сказала!
- Ой, давай тоже привяжем ленточку на счастье!
- Не сиди на камнях, все себе застудишь!
- Он же мне предлагал дружить, то года его Анька в Питер уезжала, но я чего-то не захотела. Ссорились они.
- Ну, без скандала там, конечно, не обошлось…
- Я как то заметила, что он ужасный трус. Боится просто подойти. Подходит, а что надо ему, не пойму…
- Ну и вот, когда ее муж умер, она осталась совсем одна. Ты думаешь, можем мы ее бросить?
- Я вот так решила, если он хочет от меня чего-то то пусть сам подходит, мне уже надоело за ним бегать!
- Все, я уже больше не могу, пошел вон! Я ухожу от тебя навсегда, не подходи больше ко мне!
В пункте «5» сориентируемся на местности. Справа мы видим монумент
Начинается текст экскурсии звучит слева:
Так, дети, это мы видим монумент Минину и Пожарскому…
- О, Пожарский
- Недавно Московский мэр пообещал подарить Нижнему Новгороду точную копию московского памятника. Но у нас, вообще-то есть, есть уже монумент. Вы видите бронзовые позолоченные барельефы. На одном из них римский гений надевает лавровый венок Минину, на другом – Пожарскому. Вы видите, что на барельефах они изображены в античных одеждах и, таким образом, здесь заметно влияние классики….
Под ногами, с левой стороны, мы видим лестницу. Начинаем не торопясь по ней спускаться.
На этом участке пути отработаем необходимый каждому разведчику навык имитации и подражания голосам птиц и животных.
Звуки следует тренировать те, которые издают животные и птицы, которые водятся в данной местности. Для средней полосы очень полезно научится стрекотать сорокой, ухать филином, квакать лягушкой, пищать раненым зайцем, пищать мышкой, свистеть рябчиком. Несложно имитировать кваканье лягушки. Замолкнет, например, перед идущим разведчиком лягушиный хор в болоте, насторожится за болотом враг, находящийся в засаде. Но если разведчик несколько раз удачно проимитирует лягушачье кваканье, то сразу же снова начнется лягушачий концерт и враг будет успокоен.
Мышиный писк состоит из большого числа следующих друг за другом коротких свистящих звуков различной громкости и похож на тонкое звенящее щебетанье. Мышиный писк можно имитировать с помощью естественных средств или с помощью манка. Для передачи звуков с помощью естественных средств, воздух толчками втягивают через вытянутые и сильно округленные губы, так же можно, прижав увлажненные губы к поверхности ладони или мышечному бугру большого пальца, втягивать через них воздух. Последний метод особенно рекомендуется. Писк мышей можно имитировать, потирая увлажненной пробкой по стеклянной бутылке.
Можно также подавать сигналы криком испуганной птицы. Крик испуганной птицы лучше всего удается, если слегка прижать губы к увлажненному слюной ногтю большого пальца, как бы целуя его, и втягивая, при этом, воздух толчками в себя. Этот звук можно также имитировать втягиванием воздуха на внутренней стороне ладони.
Ухать филином тоже не сложно научиться, нужно только уметь правильно складывать ладони и пальцы.
Что касается манков, то для изготовления удачного пищика требуется много терпения и тщательности в работе. Хорошим материалом для пищиков служат топливные провода отслуживших срок дизельных двигателей.
Поднимаемся на поверхность в точке, обозначенной цифрой «6». Этот пункт близко прилагает к пункту «4». Разведчику важно вернуться в предыдущий пункт и обследовать его по-новому.
Миновав танк, оворачиваем направо и, по ступеням, поднимаемся прямо к входу здания, стоящего фронтально. Мы видим, что это Филармония.
Идет концерт.
-Послушай, какая прекрасная музыка!
- Я очень люблю музыку. Я вообще люблю все прекрасное.
- Ты что с ребрами делаешь? Выкидываешь?
- А мясо-то ничего, вкусное мясо…
Продолжаем движение в левую сторону, вдоль здания Филармонии.
- Она стоит, короче, и уже визжит: «Молодой человек, как вам не стыдно!»
- Нет, Тема, в ротик не надо…
Огибаем с левой стороны здание Собора
Фрагмент экскурсии по собору.
Любой разведчик должен знать простые способы ориентирования на местности по сторонам света, которые помогут ему в ориентировке на карте. К постройкам, которые довольно точно ориентированны по сторонам горизонта, относятся церкви, мечети и синагоги. Алтари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни на запад. Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, приподнятый – к северу.
- Это он счастливый, да? (скверный смех)
- А это обязательно нужно кушать?
Поворачиваем за угол собора и движемся в сторону площади.
Звук милицейской сирены слева, хлопают дверцы машин.
- Ой, я все ноги себе ободрала, не могу-у-у
- Все девушки одеваются с рынков, это заметно…
- Я такие джинсики себе присмотрела клевые….
- Мы честно пить не будем, честное пионерское слово! Даже пиво не будем!
Присядем теперь на скамейку и потренируемся в изучении следов людей и животных. Люди при движении оставляют характерные следы. При внимательном изучении следов можно установить примерное количество прошедших и национальный состав солдат и многое другое.
Для правильного чтения следов нужно знать, как образуется обычный след ноги. Когда человек идет, он ступней оставляет следы на почве; сначала он делает упор на каблук выставленной вперед ноги, затем тяжесть массы постепенно переносит на всю ногу и, наконец, делает толчок носком, заставляя тело двигаться вперед.
Хорошо натренированный разведчик по следам не только определит направление движения человека, но и установит некоторые другие данные о нем. Спортсмены, охотники, военнослужащие, в большинстве своем, ходят равномерными шагами, с энергичным задним толчком. Элементы походки у этих людей устойчивы, препятствия на пути, как правило, преодолеваются ими сходу, решительно.
Сильно уставший, больной или раненый человек волочит ноги. Поволока – след, оставляемый волочением каблука при постановке ноги, обычно длиннее, чем выволока – след, оставляемый при поднятие ног.
Если человек ранен, это неизбежно отражается на его следах, даже если нет капель крови на грунте. Линия движения будет, как правило, ломанной, извилистой, могут быть шаги в сторону, следы топтания на месте, лежания, переползания или сидения, остановки с опорой на дерево или другой предмет.
Разведчику надо знать, что у каждого человека привычной и неповторимой является его походка.
У каждого человека своя осанка, (привычное положение туловища, головы, рук). Характерны так же многие привычки, незаметные для самого индивида и, практически, не подвластные его желанию скрыть их. У каждого человека есть своя манера закуривать, тушить окурок, морщить лоб, хмурить брови, прикрывать глаза, кривить рот, поджимать губы, подмаргивать, почесываться, совершать иные автоматизированные, бессознательные действия. Поэтому любому человеку трудно скрыть свою истинную походку, жестикуляцию, осанку. Опытные следопыты по следам человека и оставленному им мусору, могут рассказать не только о его телосложении и состоянии, но также о его характере и привычках.
Отправимся теперь по дороге направо ориентируясь на здание Законодательного собрания Нижегородской области.
- Посмотри, как она на этих каблуках ковыляет, бедняжка, на полусогнутых ползет…
|