Художник Денисов – человек средневековья, с его интересом к реликвариям и к сложной орнаментике гербариев, составленных из органической материи и рисунков, исследующих жизнь. Рисунков, напоминающих миниатюры Каролингов и древних украшателей пещер, затерянных в нынешних французских горах. Художник, для которого несоразмерность масштабов является очевидной истиной, для зрителя же – наивностью, граничащей с почти религиозной символикой. Маленькие человечки с головами, образованными лепестками растений или крылышками насекомых. Как-то немодно создавать такие коллажи – немодно, но притягательно.
В Государственном центре современного искусства на открытии выставки «Препараты и пособия», впервые наглядно представившей творчество Сергея Денисова московской публике и критике, прозвучала фраза: Денисов – художник смерти. Самым удивительным открытием было то, что Денисов – художник жизни!. Что все эти стрекозиные крылышки и коконы – вовсе не останки, а лишь отброшенная оболочка, платье, оставленное за ненадобностью, подарок – для исследователя костюма, этноса, мира. Что вечность, несомненно, его притягивающая, на самом деле складывается из сиюминутного, которое, в силу повторяемости, оказывается постоянным, даже архетипичным. Что его прозрачные склады сброшенных одежд – летопись времени, но не эпохи, так как все это – реликварии того, что существует во все времена. По крайней мере, времена, доступные для обозрения человечеству.
Обращение к большой форме – в виде огромных холстов – кажется интригующим. Сочетание в одной плоскости несоединимого – еще более. Рядом с привычно Денисовскими персонажами – объединившими в себе наследие членистоногих и чешуекрылых с пластикой «лиан» и волосатых «растений», появились напомаженные юноши и девушки, склонившиеся друг к другу и шепчущие будто – «Денисов?» – «Жизнь!». Фарфоровые головки, подкрашенные губы, игрушечные букетики, сплетенные руки, – находят отклик в лабиринтах обнаженных внутренностей рыб, причудливых изгибах форм, прячущихся за полостями земноводных и насекомых, расчлененных и преодолевающих разрыв плоти.
Красота для всех и красота для посвященных. Денисов декларирует свою любовь к китчу и сталкивает его с «сакральным». Холсты залиты краской, как будто позаимствованной из мастерской советского оформителя, переносящего картинки из учебников на большие фанерные плоскости. Стремление превратить живопись в бесстрастную раскраску дидактических стендов придает работам статус научных материалов, наглядного пособия. Вопрос о возможности и правомерности сочетаний не стоит. Персонажи Сергея Денисова существуют в одной плоскости, естественно не замечая друг друга, как и положено героям, живущим в пространстве утвержденных канонов. В его последних работах кто-то увидит дань модной нынче живописи, кто-то, как это принято, увлечение поп-артом. Однако, возможно, на самом деле Денисов впервые приоткрыл свое истинное лицо, и заявил во весь голос, что ему надоело в глазах других быть художником смерти?
Ирина Горлова
|
| |
Родился в 1964 году, в Москве.
1985 – закончил Московскую Академию Автомеханики.
1995 – 1996 – стипендиат The Academy of Arts, Берлин, Германия.
2001 – Sommer Akademie der Kuenste, Темплин, Германия.
Живет и работает в Москве.
"Чтобы в современном обществе остаться нормальным человеком, нужно срочно сойти с ума. Только тогда ты сможешь не отстать от времени. Необходимо пользоваться всеми изобретениями, которые придумало человечество, даже если тебе это вовсе не нужно. Изобрели радио – пользуйся! Изобрели телевидение – пользуйся! Изобрели интернет – немедленно пользуйся! Расшифровали геном человека – изменяйся!!! Тех же, кто не сможет сойти с ума, необходимо отправлять на излечение в сумасшедший дом". (Владислав Ефимов)
Работает совместно с Аристархом Чернышевым с 1996 года, в основном в жанре инсталляции. Работы затрагивают вопросы научного знания, сопоставления разных моделей сознания и художественного видения мира. Также ими неоднократно рассматривалась проблема построения на основе популярной культуры некой идеальной модели художественного высказывания, одинаково пригодного для понимания представителями различных систем общественного и политического сознания. Все произведения несут в себе элемент развлечения, слегка маскируя основную художественную идею. Работы Чернышева и Ефимова приобретены многими музеями, в том числе Центром Жоржа Помпиду в Париже.
|
« назад к описанию проекта
|
|
|