Новости История Проекты Реконструкцяи Издания На главную страницу Switch to English version
Проекция

Мечи на орала. В новгородском Арсенале открылся Центр современного искусства

Небольшое сокращение военной территории в пользу культурной успешно прошло в Нижнем Новгороде. Процесс передачи здания кремлевского Арсенала Министерством обороны Министерству культуры занял всего каких-то девять лет и завершился в минувший вторник. Награда -- ключи от роскошного здания, построенного в позапрошлом веке Николаем I, словно нарочно для размещения искусства века нынешнего, -- нашла героев, чрезвычайно энергичных, талантливых, в меру энтузиастических и совершенно неумеренно влюбленных в современное искусство руководителей центра Анну Гор и Любовь Сапрыкину еще в марте.

Теперь в Арсенале открылась первая выставка. Не такая большая, как планировалось (здание находится, как всегда в таких случаях, в состоянии не только руинированном, но и частично опасном для жизни), но замечательная и очень стильная. Строительные леса при входе "упаковал" красным скотчем по белой ткани Александр Константинов. Эффектная и яркая геометрия привлекает внимание на "сложной" кремлевской территории, где смешение веков и стилей испытывает терпение почитателя искусства, предлагая красоты на любой вкус: от средневековых до конструктивистских. Внутри -- только видео. В огромных темных залах представлены изысканные миниатюры группы "Синий суп" (любоваться и вникать), электронная игра Дмитрия Хазана "Конкурс красоты" (выбирать порнорусалку), интерактивная видеоинсталляция "Пузыри" Владислава Ефимова и Аристарха Чернышева (каждый может надуть художника с помощью обычного насоса), видеофильм безбашенных Александра Шабурова и Вячеслава Мизина Sex Art 2 (нравится народу), бесстрастное видео Дмитрия Виленского "Конвейер" (понравилось Сергею Кириенко). Самые смелые могут отправиться в полную аудиоопасностей прогулку по кремлю, разработанную Ольгой Егоровой.

Куратор выставки Евгений Асс объяснил, что он остановился на видеоработах по соображениям разного порядка. Эстетическим, поскольку брутальная армейская энергетика Арсенала пока допускает внедрение лишь нематериальных видеоработ, а название выставки "Проекция" намекает на устремленность всего проекта в будущее. И практическим, поскольку вплоть до реконструкции ни стены, ни потолки, ни полы здания совершенно не предполагают размещения произведений искусства: руина есть руина, как ее ни чисть.

А потому, как всегда: будущее -- единственная наша цель. Через четыре года здесь будет настоящий центр современного искусства. Если случится достаточное финансирование и не случится неприятных неожиданностей. Последние начались уже на открытии: не все согласны с четкой эстетической позицией руководителей центра. Не успела выставка открыться, появились противники с предложением "всем все раздать", то есть допустить к будущему сладкому пирогу всех. Вряд ли эти люди собираются участвовать в сложной и долгой работе по реконструкции Арсенала (в предыдущей девятилетней тяжбе они не участвовали), а чем заканчивается в искусстве эстетическая всеядность, мы хорошо знаем по опыту многих залов, превращающихся в неаккуратного вида дешевые салоны. Для местных художников -- способ существования, для владельца (государства или города) -- бессмысленная и разорительная забава, для искусства -- полная бессмыслица.

Тем более что государственные центры современного искусства -- явление не только модное, но и привлекательное. Очередь на открытие выстроилась до самых до окраин. Существующие в Москве, Калининграде, Нижнем Новгороде, получив крышу над головой, обретают реальные очертания, привлекают лучших архитекторов.

Поддержка государства на вернисаже в Арсенале реально присутствовала в образе полпреда президента Сергея Кириенко. Негосударственная -- в образе представителя Фонда Форда Ирины Юрна. Такое правильное сочетание вкупе с потрясающей эффективностью Анны Гор и Любови Сапрыкиной позволяет надеяться на скорое чудесное превращение Арсенала в насыщенное современными технологиями и замечательными событиями пространство. Жаль только, если за белыми стенами исчезнет нежная красота руин.

Фаина Балаховская,
Время Новостей, 4 июля 2003 г., 04.07.2003 г.


« назад к списку публикаций

о выставке

художники

экспозиция

пресса




Афиша
  © НФ ГЦСИ, 2024 Новости История Проекты Реконструкция Издания На главную страницу English