Арсенал в Нижегородском кремле, долгие годы пребывавший в беспамятстве, открылся для горожан. Первая выставка "Проекция" будет работать ежедневно с 11 до 19 часов до 14 июля.
Эту выставку организовал Государственный центр современного искусства (Нижний Новгород) при поддержке Министерства культуры РФ, Фонда Форда и Автобанка. "Проекция" должна обозначить Арсенал как территорию современного искусства.
Еще год назад трудно было поверить, что военные выведут-таки из здания-памятника свои архивы и добровольно отдадут ключи организации Министерства культуры РФ. И что эта самая организация - нижегородский филиал ГЦСИ - осилит хотя бы первый этап грандиозных работ по возвращению Арсенала в общественное пространство города… Ведь речь идет о том, чтобы одновременно с проведением выставок и других публичных мероприятий вести кропотливую реставрацию памятника, находя для этого внебюджетные средства и поддержку. Так что для того, чтобы выставка "Проекция" открылась 1 июля 2003 года в Арсенале, понадобилось более чем три года на изучение проблем использования здания-памятника, проектирование архитектурной концепции реставрации, проработки схемы финансирования и системы связей с ведущими российскими художниками и художественными институциями как в России, так и за рубежом. Европейская знаменитость Питер Нойвер, возглавляющий венский музей МАК, посмотрев зимой Арсенал, сказал, что если у Нижнего будет такое место для современного искусства, город станет намного интереснее и значительней.
Первого июля на вернисаже возле Арсенала собралось столько народу, сколько здесь не было военных за все прошлые годы. Атмосферу праздника создали художники. Огромный красно-белый коллаж "Вид города N" Александра Константинова украсил фасад Арсенала (кстати, подобное же произведение из пленки и скотча художник выполнил по заказу Музея Пушкина в Москве, и произведение тоже висит на главном фасаде столичного здания). А сибиряки Вячеслав Мизин и Александр Шабуров устроили перформанс в клоунско-скокоморошьем духе: они выпускали петарды прямо… из широких штанов. Кстати, в зале Арсенала представлен видеофильм этих самых известных зауральских художников "SEX ART 2". Шабуров и Мизин создали шутовскую эротическую пародию, лишенную похоти и пошлости, которая прет на нас из рекламных плакатов и клипов.
Выбор для первой выставки в Арсенале видео оказался очень точным и правильным ходом организаторов. Экран действительно давно заменил полотно. Движущиеся картинки доступнее для понимания. Надо только смотреть без предвзятости, и тогда можно узнать на экранах свои детские сны, увидеть прекрасное в обыденном, получить интеллектуальное и эстетическое удовольствие. Лучи проекторов создали в Арсенале полуфантастическое пространство. И когда на кирпичной кремлевской стене, обнаруженной в интерьере Арсенала, проходили тени людей и вдруг всплывали из полумрака знакомые лица, а на экране бинокль всматривался в безбрежное заснеженное пространство, а из наушников плеера рвались звуки "скрытой военной угрозы" (проект Ольги Егоровой из Санкт-Петербурга), казалось, что весь мир сфокусировался в одной точке пространства. В Арсенале все очень остро, современно. И потому - бодрит.
Ирина Копьева,
Нижегородские Новости, 4 июля 2003 г.,
04.07.2003 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|