Нижегородский Арсенал стал выставочным залом
Нижегородский Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) получил здание Арсенала в кремле еще весной. Потом его чистили, разгребали, проводили субботники, и вот открыли в нем первую выставку. Здание требует серьезной (и, ясное дело, дорогостоящей и долгосрочной) реставрации. Потому выставку назвали концептуально-футуристически - "Проекция". Речь идет и о будущем Арсенала, и о самом проекционном из всех искусств - видео-арте. Нижегородский ГЦСИ оказался, вероятно, самой передовой в нашей стране организацией, занимающейся современным искусством: пока в Москве лелеют планы о нашей местной биеннале (которая неизвестно сколько будет стоить, которую неизвестно где проводить, на которой неизвестно что показывать), в Нижнем освоили простую, опробованную во многих странах технологию - нужно делать не выставку, а развивать инфраструктуру и создавать культовые места. Можно открыть арт-кафе или модный клуб. А можно сделать арт-центр. Здание Арсенала само по себе привлекательно как минимум по одной причине: его архитектура (длинные залы с высокими потолками) будто специально предназначена для выставок.
Арсеналы освоены во многих странах. Где-то в них разместились музеи оружия, где-то - концертные залы, где-то - центры современного искусства. Самый знаменитый арсенал - в Венеции, где проходят биеннале современного искусства и архитектуры: десятки тысяч квадратных метров, кирпичные стены, мощные колонны - символ того, как современное искусство (и современность вообще) может вжиться в старый город. Нижегородский Арсенал находится в кремле - из окон видны танки, пушки и самолеты, а также вход в офицерскую столовую. Кремль в Нижнем, как Кремль в Москве: госучреждения, офис полпреда президента, казармы, Вечный огонь и прочие официальные места. Для туристов (которых, впрочем, немного) - одно кафе и одна экскурсия по кремлевской стене. Кажется, все. И тут вдруг превращение древнего Арсенала в центр современного искусства, нарушение устоявшегося десятилетиями покоя. Но почему бы и нет: современное искусство - вещь, конечно, агрессивная, но безобидная, привлекательная, ироничная и веселая.
На открытии выставки художники Вячеслав Мизин и Александр Шабуров показали рискованное шоу - они прямо из треников запускали петарды. Из офицерской столовой на шум выстрелов выбежали военные. Но публика хохотала, в крайнем случае, беспокоилась за судьбу смелых художников. Так что единение обновленного Арсенала с городом произошло успешно.
Арсенал еще нуждается в ремонте. Сейчас он скорее напоминает неухоженную развалюху. Но не дожидаясь окончания (точнее, даже начала) работ, ГЦСИ решил провести в нем первую выставку. Для нее выбрали самое доступное из всех искусств - видео-арт. Получилась, кстати, едва ли не первая в истории представительная выставка отечественного видео.
Художники из Москвы, Питера, Нижнего, Екатеринбурга, Новосибирска. Работы разные: эстетское видео, почти документальное кино, интерактивные видеоинсталляции. Ольга Чернышева показала фильм "Поезд" - она прошла с видеокамерой по электричкам и дальним поездам, получились очень занятные мизансцены и физиономии. Свой фильм "Конвейер" Дмитрий Виленский снял на заводе - он, конечно, не про красоту труда, но про культурный (и машинный) шок, который испытывает человек на заводе. Владислав Ефимов и Аристарх Чернышев показали видео "Пузыри" - если качать насос, фигурки самих художников начинают надуваться на экране, если качать очень сильно, они, как воздушные шарики, улетают в небо. Наибольшей популярностью у публики пользуется видео тех же Вячеслава Мизина и Александра Шабурова "Sex Art 2" - пародии на картины старых мастеров, сделанные "на отдельно взятой кухне": принимая позу той или иной дамы с картины ("Маха" Гойи, "Свобода" Делакруа, "Олимпия" Мане, "Венера" Боттичелли и т.д.), полуобнаженная девушка каждый раз влезает на кухонный стол, разгребая кучу грязной посуды и всякого мусора.
Позаботились художники и о туристическом будущем Нижегородского кремля. Александр Константинов обклеил часть Арсенала красным скотчем - не только намек на будущий ремонт, но и праздничное украшение города. А Ольга Егорова (Цапля) предложила познавательно-обучающую экскурсию по кремлю. Каждому желающему выдается плеер к текстом экскурсии и маршрутная карта - ты гуляешь по кремлю, тебе рассказывают о его достопримечательностях, а также дают уроки военной разведки (как прятаться в траве и проч.). Но главная прелесть экскурсии - в стереозвуке: в наушники ты слышишь голоса играющих детей, лай собак, топот сапог - и слышишь их будто в реальности. В результате со стороны экскурсанты имеют странный вид: люди гуляют в наушниках, все время смеются, оборачиваются и в испуге шарахаются. Но это явно интересней прогулки по кремлевской стене.
По сведениям "Известий", выставку в Арсенале ежедневно посещает 150-170 человек, что для Нижнего Новгорода - немало. Так что не зря все это.
Сергей КИРИЕНКО, полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе:
Наше оружие изменилось
- Главное мое впечатление, что здание, которое стоит в самом центре города и которое годами разваливалось, начинает восстанавливаться. И молодцы организаторы, которые, не дожидаясь, пока закончится ремонт, стали использовать его как выставочный центр. Нам удалось договориться, и это здание от Министерства обороны было передано Министерству культуры. Денег у Министерства обороны на реставрацию не было, и здание так бы и разваливалось, являясь позором для Нижнего Новгорода. Сейчас деньги начали находить - есть принципиальная договоренность с Министерством культуры о том, что из федеральных средств осенью запланировано выделить порядка 7 миллионов рублей. На следующий год мы с министром культуры предварительно согласовали более 20 миллионов рублей. То есть вкладываются десятки миллионов, чтобы сделать в Нижнем Новгороде современный выставочный центр. Символично, что такой центр будет в здании Арсенала: ведь арсенал - это место, где хранят то, что называется оружием. Он все равно остается арсеналом - просто наше оружие изменилось.
Николай Молок,
Известия, 8 июля 2003 г.,
08.07.2003 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|