На прошлой неделе нижегородский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) развернул выставку видеоарта "Проекция" в, казалось бы, весьма неподходящем для этого месте - здании Арсенала в кремле.
Минобороны не просто отдало "под искусство" принадлежащее ей испокон веков помещение без боя. Военные сами принесли ключи от него на блюдечке с голубой каемочкой. Видимо, даже секретным картам, что хранились в Арсенале, стало неуютно: ведь к зданию не подведены ни центральное отопление, ни водопровод, ни канализация.
Неуютно там и по сей день, однако это не смутило кураторов ГЦСИ. Для них выставка на новом объекте была, видимо, даже не столько актом искусства, сколько актом демонстрации прав на владение Арсеналом. Площадь немалая - 4 тыс. квадратных метров выставочного пространства, а если заняться расчисткой чердака, то можно прибавить еще 3 тысячи. По словам Анны Гор, главы нижегородского филиала ГЦСИ, в будущем здесь найдется место и для выставочного зала, и для мастерских художников, и даже для небольшого кинозала, в котором планируется "крутить" арт-хаусные ленты.
Аура самой выставки "Проекция" как нельзя лучше вписалась в холодное мрачное пространство Арсенала. Так же как зритель проходит сквозь анфиладу коридоров военного склада, видеокамера москвички Ольги Чернышевой в проекте "Поезд" движется по коридорам больниц и вагонам электричек. И можно ли себе представить более подходящую территорию для демонстрации "Триптиха" столичной группы художников "Синий суп". Мрачным, исполненным кафкианской безнадеги анимационным роликам помогают обшарпанные стены Арсенала.
В видеоработе "Мокрая курица" нижегородцев Галины Мызниковой и Сергея Проворова происходят банальные, казалось бы, вещи: девушку, снятую по плечи, сначала окатывают из шланга водой, потом высушивают шквалистым ветродуем. Но в гулком помещении Арсенала эта работа смотрится притчей о рождении и смерти. Эффект усиливает мерцание экрана - он сделан из стального листа.
Питерец Дмитрий Виленский снял свою работу "Конвейер" на Горьковском автозаводе. Наверное, это видео, воспевающее труд рабочих на конвейере, понравилось бы даже Никите Хрущеву, который, как известно, недолюбливал авангардное искусство, зато хвалил народное. Но опять же гиперреализм Виленского, озвученный шумами цеха, идеально вписывается в арсенальные реалии.
Нижегородский художник-многостаночник Евгений Стрелков выставил на "Проекции" придуманную им видеоигру "Waterбюст. Конукурс красоты". Зрителям предлагается пощелкать мышкой и побродить по монитору, таким образом став участником конкурса, суть которого такова: надо определить, какой русалочий бюст лучше. Но у игры есть двойное дно: все русалки списаны с реальных деревенских изб, что художник подсмотрел на севере нашей области. Впрочем, эта игрa привлекла бы больше внимания в офисном пространстве.
И наконец, хит "Проекции" - проект "Sex Art-2" от Новосибирского дуэта "Синие носы". Упрятанный в отдельную комнатку, он привлекает множество народа. Смех оттуда слышен постоянно. По сути это хохмы-импровизации, снятые при самом низком бюджете. В них "Синие носы" вместили и шутки в стиле КВНа, и пародии на историю искусства и приперчили это варево легкой эротикой. Любопытно, что я смотрел "Sex Art-2" в окружении солдат срочной службы, причем один из них видел это раньше и привел сюда товарищей. Крепкие солдатские комментарии не давали забыть, что выставка проходит в Арсенале, а не в каком-то другом месте.
Вадим Демидов,
Аргументы и факты в Нижнем Новгороде, №28, 2003 г.,
07.07.2003 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|