"Идущие вместе" пошли против Нижегородского ГЦСИ
Художники и Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) рискуют потерять недавно переданный им в качестве выставочного зала арсенал в Нижегородском кремле. Их обвинили в насаждении "порнографии прямо в центре города".
Речь идет об арсенале на территории городского кремля, переданном в распоряжение художников, а точнее филиале ГЦСИ (Ъ писал об этом 4 июля). Заброшенный арсенал площадью в несколько тысяч квадратных метров, долгое время принадлежавший Минобороны, был взят современным искусством только после девяти лет осады, но вполне мирным путем: после того как здание покинули военные, других реальных претендентов на него не было.
Заручившись поддержкой полпреда президента в Поволжском федеральном округе Сергея Кириенко, руководительницы Нижегородского ГЦСИ Анна Гор и Любовь Сапрыкина предложили концепцию реконструкции арсенала с целью превращения его в современный выставочный центр. По замыслу московского архитектора Евгения Асса в здании со временем должны появиться и библиотека с мастерскими, и кафе с кинотеатром. Первым шагом и показательным выступлением стала выставка российского видеоарта "Проекция" с участием настоящих звезд современного искусства - в частности, экспонентов нынешней Венецианской биеннале группы "Синие носы" (Вячеслав Мизин и Александр Шабуров). Они предложили публике серию пародийных видеороликов "Sex art", пользовавшихся наибольшим успехом.
Именно после "Проекции" губернатору Нижегородской области Геннадию Ходыреву, полпреду президента России в ПФО Сергею Кириенко, епископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию было направлено письмо, подписанное 170 местными деятелями культуры. Среди подписавшихся - художники Ася Феоктистова и Наталья Панкова, журналист Сергей Чуянов, краевед Татьяна Виноградова, руководитель Нижегородской писательской организации Владимир Шамшурин и другие. По словам Аси Феоктистовой, "за последние десять лет ЦСИ стал известен своими выставками, где происходит подмена понятий в искусстве. Когда люди выставляют порнографию в центре города на месте святынь, они должны соображать, что делают". Вместо ЦСИ авторы письма предлагают разместить в здании арсенала историко-культурный центр. Письмо поддержали делом представители движения "Идущие вместе".
"Они поначалу решили, видимо, соблюсти конспирацию и заказали обычную экскурсию,- рассказала Ъ художественный руководитель музея Анна Гор.- Но потом, увидев на выставке в одной из работ Мизина с Шабуровым девушку с обнаженным торсом, нацепили майки с портретом Путина и стали кричать: 'Позор!'". Официальное же заявление партии звучит следующим образом: "Нижегородский кремль - уникальная историческая территория, на которой должны реализовываться проекты, формирующие историческое сознание нации. Эта же выставка к ним не относится".
Шансы своих недоброжелателей на победу госпожа Гор оценивает достаточно низко: "В течение трех лет в прессе и лично мы обсуждали судьбу этого арсенала, высказывали свои предложения и были готовы выслушать чужие. Но никто к этому диалогу не приступил. Это письмо возникло как раз тогда, когда появилась и поддержка властей, и финансирование, и тут-то как раз арсенал всем и понадобился. Позиция местных противников мне совершенно непонятна: мало того, что этот собор находился вообще в другом месте, для того, чтобы его восстановить, нужно для начала взорвать здание мэрии, а вовсе не гнать нас из арсенала".
И поклонники, и противники современного искусства помнят выставку "Осторожно, религия!", в буквальном смысле слова разгромленную этой зимой в Москве в ГЦСИ имени Сахарова. Тогда шестеро мужчин сосредоточенно осмотрели иконки, украшенные резьбой в виде серпа и молота, меховую овечку Долли, выступающую против клонирования Иисуса Христа, и уничтожили большую часть экспонатов выставки, украсив уцелевшие надписями типа "мерзавцы", "святотатцы", "гады". За московских художников, обвиненных в "сознательном сатанизме", тогда вступились немногие. В провинции выставки пока не громят, но их организаторов обвиняют в том же самом.
Трудно сказать, подействуют ли обращения на руководство ГЦСИ. Ведь нижегородский арсенал состоит в собственности федеральных, а вовсе не местных властей. То есть "Идущие вместе" пришли несколько не по адресу. "Кому-то, похоже, кажется,- добавляет Анна Гор,- раз Минкульт готов финансировать ремонт объекта, что если объект отобрать, то и деньги останутся. Но это вовсе не так".
Ъ будет следить за развитием событий.
Аля Харченко, Сергей Овсянников,
Коммерсант, 16 июля 2003 г.,
16.07.2003 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|