Передача, напомним, состоялась нынешней весной. Без общественного обсуждения, конкурса проектов. Решение принимали полпред президента Кириенко и министр Швыдкой. Культурное сообщество и население были поставлены перед фактом. Следуя национальной привычке долго запрягать, общественность забила в колокола лишь три месяца спустя. Сегодня, похоже, набат все усиливается. Подтверждением этого можно считать дискуссию, буквально прогремевшую вчера в стенах областной библиотеки.
Поспорить в хранилище человеческих знании собрались художники и архитекторы, музейщики и депутаты, общественные деятели и представители Православной церкви.
Организаторам очень хотелось придать дискуссии более оживленный характер. Но не получилось. Все тотчас завертелось вокруг главного - кремлевского Арсенала, поселившихся в нем глашатаев т.н. современного искусства и оправданности, эстетической, этической и религиозной, совмещении того и другого.
Н
еравенство сил обнаружилось сразу. В зале не оказалось большинства из тех, кто должен был защищать позиции Государственного центра современного искусства. Не было ни его директора, ни арт-директора. Сообщили, что они встречают какую-то делегацию. Едва ли не исключением оказался тележурналист Игорь Чурдалев. Сначала он показал собравшимся видеосюжет о кремлевском экспо-сюрпризе. Затем изложил аргументацию "за". Она сводилась к тому, что в лице ГЦСИ мы имеем дело с яркими, новыми, необычными веяниями в искусстве и что нижегородцы должны этому радоваться. По мнению оратора, именно на такое искусство нашлись средства, и Арсенал можно, наконец, отреставрировать. Протесты же, адресованные властям, он назвал окриками, которых никто не боится. Более того, если власть пойдет протестантам на уступки, то это будет равносильно ее самоубийству - мол, достаточно для этого одной мощной информационной кампании.
Оппонировали Чурдалеву практически все, если не считать не назвавшего имени молодого человека с внешностью барда, сравнившего кампанию против захвата Арсенала с поведением Хрущева в Манеже, где тот громил авангардистов.
Однако архитектор Владимир Слободин, один из авторов известного обращения 170-ти, с той параллелью категорически не согласился. Мол, по-хрущевски сегодня поступает не протестующая общественность, а федеральная власть, навязывающая народу свое понимание современного искусства. На музеи, поддержку художников-традиционалистов денег нет, а ГЦСИ выделили из госбюджета в этом году 7 млн рублей и собираются дать 20 млн в следующем. "Я поддерживаю авангард как направление, подчеркнул архитектор, - но против того, чтобы им называли обыкновенную пошлость".
В том же ключе было выступление и краеведа Александра Лушина: экспозиции в Арсенале это бесталанность, безвкусица, зависть к истинным художникам. "Анна Гор плохо знает Рембрандта, - сказал Лушин, - Даная выглядит вполне целомудренно".
Вторя ему, Ирина Маршева, заведующая экспозиционно-выставочным центром художественного музея, обвинила постмодернистов в нарушении не только моральных, но и юридических норм. "На их выставках есть элементы пропаганды насилия, порнографии и гомосексуализма", - заявила она.
Директор предприятия "Этнос" и доцент госуниверситета Федор Васильев попытался было приглушить разгоревшиеся страсти. Бессмысленно спорить, сказал он, какое искусство истинное. Дескать, ему такое современное искусство тоже не нравится, оно напоминает сказку по голого короля, когда все ходят и говорят "Ах, как шикарно!". Но надо подходить к проблеме практически - коль это государственный центр с госфинансированием, то и решать вопрос о содержании выставок надо всем культурным миром. Например, создав компетентный общественный совет.
Это была не единственная конструктивная идея. Художница Ася Феоктистова, депутат городской Думы Владимир Паченов, другие участники встречи предложили создать на базе Арсенала большой коммуникационный центр, где были бы представлены все творческие достижения Нижегородского края. Они также поддержали идею общественного совета. Об альтернативных проектах говорила и директор художественного музея Валентина Кривова. А представитель областного министерства культуры Игорь Петров упрекнул постмодернистов в том, что они долго приучали общество к искаженным представлениям о современном искусстве, а теперь вот используют кремль для такой пропаганды, что неправильно. Коснувшись того, что только под ГЦСИ дают такие большие деньги, он заметил, что деньги может предложить и криминал, и что тогда?
Черту под дискуссией, принявшей характер игры в одни ворота, подвел священник Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия. Нижегородская епархия прямо осуждает проведение подобных акций в центре Нижнего Новгорода, сказал он, и будет протестовать, возбуждать против них общественное мнение.
Станислав Смирнов,
Нижегородская правда, 17 июля 2003 г.,
17.07.2003 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|