Удивительна способность Нижегородского филиала Государственного Центра современного искусства взбаламучивать наше местное культурное болото! Не успели забыться страсти, разгоревшиеся по поводу выставки "Память тела. Нижнее белье советской эпохи", как вспыхнули новые, связанные с первой выставкой в Арсенала - "Проекция" (кураторы Евгения Асс и Любовь Сапрыкина ).
Во-первых, было раздражающе-непонятно, зачем упаковывать красным скотчем бывший склад оружия и военных карт (полотно Ал. Константинова "Вид города N." ). Во всем этом заподозрили "красную опасность" члены комиссии по социальной защите и культуре населения Нижегородской Думы, а к ним присоединились и другие члены из другой коллегии по вопросам развития Нижнего Новгорода. Одним стало жалко скотча, другим - помещения, а вместе они решили : Центру современного искусства в Арсенале не быть!
Напоминаю, на всякий случай, что энвайронмент ( англ.environment - среда , окружение) - жанр, широко распространенный в европейском художественном авангарде 60-70-х гг. ХХ века. Это обширная пространственная композиция, охватывающая зрителя наподобие реального окружения, бывает натуралистической ( как в композиции Ал.Константинова) и игровой. Первые энвайронменты были созданы в Америке Джимом Дайном и Класом Ольденбургом. Ближайшим предшественником нижегородского энвайронмента можно считать творение супружеской пары Христо и Жанна-Клод, упаковавших в 1995 году берлинский рейхстаг в сто тысяч метров серебристой ткани. У нас, как водится, все скромнее, но аналогии очевидны...
К сожалению, поколение "Пепси" не знает искусства нив классических, ни в современных формах, а поколение "бывших" любит "Утро в сосновом бору" и частушки "с перчинкой" под срокоградусную. Поэтому понятна и реакция одного из начальников, возмущенно отскакивающего от экспонатов со словами "г... ! Правда, г...?" То ли это был опыт самохарактеристики, то ли кратчайшая искусствоведческая рецензия, распространенная среди наших руководителей, осталось невыясненным. Сходное, говорят, звучало на знаменитой "Бульдозерной " выставке в Москве от Н.С.Хрущева, с той поры и возникла такая официальная традиция оценки искусства . Впрочем, культурное время в Нижнем замерло без движения...
Итак, на "внешние фильмы", отражающие красоты любимого города, где с такой охотой тусуются киношники, спроецированы "внутренние фильмы", раскрывающие наши эмоциональные переживания, наше подсознательное и объективно-традиционное. Общую картину выстраивает каждый, но , судя по реакции, она получается малопривлекательной.
Особенно эпатировал публику sex-art, где обнаженная девчушка с заурядной фигурой позирует перед кинокамерой, принимая знаковые позы героинь живописных полотен Гойи, Васнецова, Э.Мане. Дополнительное напряжение создается тем, что и девушка, и ее живописные "предшественницы" помешены в пространство современной заурядной кухни, о которую в истории разбилось столько женских судеб!
Эстетическая трансцендентальность Женщины, которая остается загадкой даже в неглиже и солдатских ботинках, и структурная динамика экспозиции создают активный процесс смыслопорождения , заставляет желающих и способных к этому хоть о чем-то задуматься. А чтобы понять разницу между боди-лэнгвиджем ( англ.body - тело + language - язык ) , использующим человеческие телодвижения в виде смысловой коммуникации, и примитивной вульгарностью, о которой многие из "думцев" знают не по рассказам, следует сразу же после посещения выставки "Проекция" зайти в кинотеатр "Канавинский" на молодежную комедию "Милашка". Тогда откроются такие глубины смысла увиденного в Арсенала, что даже не потребуются развернутые комментарии искусствоведов.
И потом , где же логика ? Если закрывать "Арсенал", о чем решили депутаты, то обязательно надо закрыть отремонтированные кинотеатры "Спутник", "Россию", "Октябрь" и еще несколько подобных культурных центров, - ведь там показывают фильмы, содержащие эпизоды "покруче" представленных на выставках Центра.
Для упрека организаторам "Проекции" есть два повода: кроме кураторов необходимы медиаторы, посредники и организаторы общения, а также трикстеры, то есть художники, спрятанные за своими объектами, но готовые вступить в диалог.
Ну и не стоит, конечно, новое искусство распространять старыми способами. Не надо звать на открытия подобных мероприятий организаторскую, функциональную и распределительную местную элиту. Она не только в смысловом отношении не готова к таким воздействиям, но еще может от испуга потерять запретительные , рекомендательные и оценочные функции. И тогда мы вдруг окажемся без культурной элиты. Надо быть осторожнее.
Вера Фортунатова, д.ф.н., профессор НГПУ
Вера Фортунатова,
Нижегородский рабочий,
26.07.2003 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|