Конкурс «Прогнозы художников» проводится нижегородским ГЦСИ, теперь называющимся «Арсенал», уже во второй раз и делается специально для старинного здания Арсенала, расположившегося в Нижегородском кремле. Именно победители прошлогоднего конкурса - нижегородская группа «Провмыза» и московский проект «Эскейп» - в этом году представляли Россию на Венецианской биеннале современного искусства, а куратором павильона была арт-директор «Арсенала» Любовь Сапрыкина.
В этом году совет экспертов, в который входят арт-директор «Арсенала» Любовь Сапрыкина, архитектор Евгений Асс, куратор московского ГЦСИ Ирина Горлова, критик и куратор из Нижнего Тагила Юлия Гниренко, директор «Арт-Стрелки» Ольга Лопухова, критик Александр Панов и арт-директор XL-галереи Елена Селина, отбирали победителей из проектов 73 художников из самых разных российских, да и не только российских городов - от Ярославля до Амстердама. Единогласных фаворитов не было до последней минуты, так что победа двух весьма заметных московских художников, Ростана Тавасиева и Аристарха Чернышева, не была заведомой данью их популярности.
Условия конкурса вовсе не предполагают, что проекты-победители должны еще и рифмоваться друг с другом. Тем не менее «Жажда» Аристарха Чернышева и «Кино» Ростана Тавасиева выглядят практически единым целым. Оба художника посвятили свои проекты медиазависимости, теме, которую видеоарт не устает эксплуатировать едва ли не с момента своего появления, то есть с 1960-х годов, но оттого не ставшей менее злободневной и в нынешнем контексте. А доминирующим цветом обоих проектов стал карамельно-розовый.
Ростан Тавасиев, питающий пристрастие к мягким игрушкам, на этот раз, кажется, поставил рекорд: для инсталляции в Арсенале ему понадобилось целых сто игрушечных зайцев, явно «срисованных» с известного рекламного сериала электрических батареек. Пушистые розовые зверушки, неуютно чувствующие себя среди суровых каменных стен Арсенала, выстроились в длиннющую очередь в кинозал. Четверо первых счастливчиков расплачиваются за свою близость к экрану каторжным трудом: зайки безостановочно крутят педали, вырабатывая энергию для проекционного аппарата, показывающего фильм, единственным героем которого является опять-таки розовый заяц.
Героиня видеоинсталляции Аристарха Чернышева также питает слабость к розовому цвету. Крупный план срезанного на половину лица позволяет тем не мене сочетание цветов помады и кофточки пухлогубой блондинки, один за другим поглощающей навороченные коктейли. В ее не иссякающем бокале плещутся телевизионные образы, а перед большим экраном, словно батарея бутылок в баре, выстроились настроенные на разные программы телевизоры. И неважно, что именно льется в стакан любительницы эфира: американская мыльная опера, диснеевские мультики, сериал «Солдаты» или выпуск новостей - девушка опустошает его одним и тем же машинальным жестом, требующим незамедлительного повторения.
«Жажда» - продолжение давно занимающего господина Чернышева проекта препарированною телевидения - он уже создавал фильтры, на все лады, трансформирующие телевизионную картинку, превращая ее то в психоделические орнаменты, то в жвачные пузыри. Но, пожалуй, что, именно в этой работе художник признал, что никакие приспособления не спасают от привыкания к назойливому потоку информации. И еще неизвестно, что хуже - кабальный нарциссизм тавасиевских зайцев, бесконечно воспроизводящих собственное изображение, или же медиаалкоголизм чернышевской блондинки, «заливающей глаза» приторной телевизионной бурдой. При всей своей забавности, технической изобретательности и даже гламурности обе работы обладают такой плакатной выразительностью, что их, как предупреждения Минздрава на сигаретных пачках и в рекламе алкогольных напитков, хочется в обязательном порядке цитировать перед каждым киносеансом и телепрограммой.
Ирина Кулик,
Коммерсант, 20 августа 2005, №155,
20.08.2005 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|