В Арсенале открылась выставка "Под бело-красным флагом. Новая "Штука" из Польши".
Польское слово "sztuka" переводится на русский как "искусство". С другой стороны, собственно словечко "штука" в русском языке понимается нечто единичное, неповторимое.
Польша, географическая соседка России по соцлагерю, одновременно была и некими вратами в западный мир. Помните: жевательная резинка, шмотки, косметика, грампластинки, кино, бижутерия и прочие польские штуки? А некоторое время назад прогрессивные советские музыканты ежегодно десантировались на "Варшавскую осень" – знаменитый фестиваль академического авангарда.
Кстати, Арсенал как выставочная галерея уже имел место в польском искусстве. В 1955 году в варшавской галерее "Арсенал" свои работы выставляли художники, избравшие направление так называемого "активного искусства"; они отстаивали право проявления спонтанных эмоций и трагического видения мира, писали не щадящие зрителя картины в стиле экспрессионизма. Легенда того "Арсенала" сохранилась как пример бескомпромиссной позиции искусства, не пожелавшего быть равнодушным. А "Штука" в текущем году "Штука" демонстрировалась в странах Балтии, где острая социальность многих работ наверняка была отмечена и оценена должным образом.
Одна из особенностей польского искусства вообще – стремление увязать метафизические откровения с историко-политическим опытом, решить с помощью искусства, независимого от соцзаказа, общественные задачи. Так что путь польских художников "к свободе творчества" в известном смысле соответствовал трудному пути к гражданской свободе, а искусство являлось трибуной и баррикадой в одновременности. И гражданский пафос отнюдь не канул в небытие по обретении страной независимости. Некоторые так и остались сражаться... с ветряными мельницами; иные погрузились в космос самопознания. Нижегородская публика, судя по реакции, скорее все же обращала внимание на художнические находки, благо опыт восприятия современного искусства уже есть (за что спасибо нижегородскому ГЦСИ).
Итак, художественные находки. Едва зайдя в Арсенал, посетитель буквально утыкается в большой экран с бесконечным фильмом про какую-то занудную поездку, причем эстетствующие авторы разговаривают за кадром исключительно на латыни (группа "АЗОРРО"). Тому, кто пришел с ребенком – сюрприз: одна из работ представляет собою игровую площадку. Так что наследников можно оставить на попечение Супермамочки– Бэтмена, сидящей на кухне – пусть кидаются красными шариками, организаторы не будут против (Эльжбета Яблоньска). Продолжая путешествие, самые любопытные наверняка не удержатся и заглянут в одну из многочисленных коробочек с надписью "Внутри ничего нет"... дабы убедиться, что там и впрямь ничего нет (Ядвига Савицкая). Самые деятельные примутся расставлять по огромной карте любимого города Нижнего
Новгорода миниатюрные значки наподобие дорожных знаков, указывающие на места, где совращают несовершеннолетних, где до ближайшей скамейки – пятнадцать минут ходьбы, где базируются отморозки с бейсбольными битами и тому подобные "достопримечательности" (Роберт Румас). Когда надоест работать руками, можно спокойно постоять и посмотреть кино (видеоарт): взглянуть на тарантула, вышагивающего в интерьере безвкусного будуара (Богна Бурская), на глухонемых детей, "поющих" баховские кантаты (Артур Жмиевский), на мужчин, одетых в женские маски и упоенно "играющих" на полигоне в смертельно опасные игры, на пытающихся взлететь художников (Куба Бонковский). Но вот, кажется, уже виден выход, и пока ребенок рассматривает курочек с петушком (Петр Лютыньский), можно незаметно подняться вверх по лестнице и, стыдливо хихикая, поглядеть, как на одном из видеоэкранов дяденька, извиваясь и кривляясь, снимает с себя женскую одежду, а на другом – параллельно с первым процессом – одевает мужскую, пытаясь изображать из себя мачо (Даниэль Румянцев).
Выставка современного польского искусства "Под бело-красным флагом. Новая "Штука" из Польши" организованная Государственным центром современного искусства и Польской Национальной галереей искусств "Захента". В Арсенале выставка проходит в рамках выставочного сезона "Метафизика надежды" при поддержке Фонда Форда
Все желающие могут лицезреть Sztuk`у ежедневно вплоть до 18 июля.
Мария Пантелеева,
Нижегородские новости, 30 июня, 117 (3094),
30.06.2004 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|