"Штука" по-польски значит "искусство". А кроме этого, как пояснили российские кураторы выставки, "под "штукой" в русском языке подразумевается нечто уникальное, особенное, удивляющее очертаниями и содержанием. То есть - явление, вещь". Вещей и явлений а Арсенале было множество. Государственный Центр современного искусства совместно с польской галереей "Захента" развернул экспозицию из произведений более 25 современных польских художников
Сны Буша, или Автоэротика
Путешествие по прохладным залам Арсенала началось с экрана, на котором демонстрировалась видеоинсталляция группы "Азорро". Художники зафиксировали свое путешествие из Варшавы в Вену. Одетые в кожу и темные очки, "азорровцы" напоминали персонажей Тарантино. Общались между собой и с местными жителями исключительно на латинском языке, взаимопонимание при этом было полным. Ощущение абсурда увеличивалось тем, что шоссе, ведущее в Вену, было неотличимо от какого-нибудь Сормовского или Московского. Поясняю: первое идет к железнодорожной станции «Починки», а второе – к совхозу «Горьковский».
На соседней стене расположилась целая фотосессия Агнешки Бжежаньской. Ощущение, что Польша предстала такая, какая есть, в реальном виде. Объектив фотографа зафиксировал ситуации и объекты беспристрастно, безоценочно. Вот Вам собака, раздавленная в середине проезжей части, парень нагловатого вида, собирающий пачки купюр с асфальта, лозунг «анархизм» на стене, и конечно же рука наркомана с дорожкой крови. А вот манекен, зацепленный на крюк крана так, что он напоминает повешенного, и два пластиковых стула, поставленных друг на друга, как будто они занимаются сексом.
Инсталляция Эльжбеты Яблоньской показала простою польскую домохозяйку в виде Мадонны нового типа: костюм Бэтмэна и младенец на руках. Видимо, лишь приобретя черты супергероя, обычная среднестатистическая мама может успевать все: ходить на работу, нянчиться с детьми, готовить, делать уборку и т.д.
По-новому взглянул на стереотипы восприятия полов Даниэль Румянцев. Не могу не удержаться, чтобы не процитировать: "О разнице полов говорили уже много. Мне кажется, что вопрос этот действительно непрост. Хотя, как правило, я не замечаю этих различий. Может быть потому, что я толстоват, и это, вероятно, приближает мою мужественность к женственности. Может быть, и пенис мой маловат и почти незаметен?
Так или иначе, вопрос этот в обыденности я вижу следующим образом: разница полов если и существует, то не является значительной. С некоторых пор, однако, а именно – с момента, когда я стал участником гетеросексуальной близости, я вижу эти различия более ясно. Говоря поэтически, разница увеличивалась, когда увеличивались органы, особенно один из них».
Даниэль Румянцев вышел из состояния раздвоенности (есть ли разница между полами?), обратившись к автоэротике. Конечно его рассуждения - немного шутка. Как и видеоинсталляции Румянцева, в которой альтер эго автора, одетый в строгий женский костюм, устраивает лихой стриптиз.
Роберт Румас рассматривает карту города как поле для обозначения новой реальности. Мало того, он ее и формирует с помощью знаков, указывающих горожанину, что делать. Например, над скамейкой в парке можно расположить знак с изображением той же скамейки и надписью "15 минут" (сидеть 15 минут, если непонятно). В другом месте города поставить загадочное обозначение "Секс-тир". В третьем - не нуждающийся в комментариях знак: рука с пистолетом, навстречу которой другая рука уже тянется с портмоне….
Современное польское искусство оказывается на удивление социальным. Оно не стесняется социума, мало того, надеется не только показать жизнь, как она есть, но и воздействовать на зрителя, изменить его. В этом смысле польское искусство не повторяет «зады», пройденные нами в эпоху перестройки, а наоборот находится на голову впереди российского.
Пример - художественная интервенция Збигнева Либеры, который еще до американского вторжения в Ирак сделал фотографии для еженедельника "Пшекруй": американских солдат обнимают иракские женщины. Слезы, улыбки, цветы освободителям… Как только вторжение произошло, еженедельник «Пшекруй» вышел с одной из таких фотографий на обложке. Название проекта: «Сон Буша». Убийственная ирония!
На выходе с выставки современного польского искусства "Новая "штука", я задержалась перед небольшим загончиком деревенского типа. Под каменными сводами Арсенала мирно паслись... куры. "Кормушки, - звучал мягкий голос куратора. - одновременно являются объектами искусства...
«Польское искусство характеризует отсутствие пафосности… Чувство юмора… Искусство пытается найти свое место в социуме…» Все верно. Пусть не всегда понятно, зато цепляет, провоцирует на мысли и чувства. Сильная новая «штука»!
На выставке «Новая штука» в Арсенале есть такая инсталляция – куча аккуратных картонных коробочек, на которых красиво написано черными буквами: «Ничего внутри». Действительно, если проверить, внутри – ничего. Но эта пустота отнюдь не метафора самой выставки.
Марина Самкович,
Досуг в Нижнем, 12 (154), июль-август 2004,
14.07.2004 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|