Публика в искусстве любит больше всего то,
что ей давно известно,
к чему она привыкла.
(А. П. Чехов)
По сопроводительной информации, цитируя организаторов: «...Выставка представила произведения художников, которые активно заявили о себе на польской и международной художественной сцене в 90-х годах XX века. Выставка объединяет таких звезд мирового искусства, как Павел Альтхамер, Катаржина Козыра, Збигнев Либера, Артур Жмиевский, Роберт Румас, так и совсем молодых авторов. Это объединение не случайно, оно позволит русским зрителям и художественной общественности увидеть произведения, экспонировавшиеся в различных странах мира, но никогда не показывавшихся в Москве и других городах России. Особенно интересным и важным стала демонстрация особенностей развития польского искусства в последнее десятилетие, смены приоритетов, поколений. Как интерес польских художников к социальной проблематике, к проблемам телесности, ответственности художника перед обществом сменяется в творчестве новой генерации желанием войти в окружающую действительность, использовать язык масс-медиа, знаков реальности для создания произведений, сливающихся или контрастирующих со средой...».
То ли настрой в тот день был не очень, то ли иные причины, но... «Подлинно великим искусством могут наслаждаться все. Искусство касты — это просто игрушка», — вспоминался по пути в кремль великий скептик Сомерсет Моэм. Хоть режь меня, обывательницу, — всегда почему-то отношусь к новомоднейшим вернисажам с большой осторожностью, те еще встречались штучки — а здесь и одно название чего стоило, «Новая штука из Польши», выбранное, как пояснили кураторы экспозиции, «не потому, что “штука” по-польски значит искусство, или не только потому. А потому, что под “штукой” в русском языке подразумевается нечто единичное, особенное, удивляющее очертаниями и содержанием. То есть — явление, вещь».
В 2004 году эта выставка была уже показана в в Rotermann’s Salt Storage, отделе Эстонского художественного музея в Таллине и в Центре современного искусства в Вильнюсе, в России она проходит на трех площадках. В Государственном центре современного искусства в Москве, Нижнетагильском музее изобразительных искусств, и теперь вот у нас.
На подходе к Арсеналу было, вопреки обыкновению предыдущих акций, отнюдь не особенно многолюдно. Совсем мало привычных лиц тусовщиков, появляющихся (и как только успевают?) везде, — от премьеры в Драме до демонстраций уличного боди-арта — слегка успокоило.
Шаг внутрь,— и вот это уже порадовало, не сказать, — подкупило! — едва начавшая ходить малышка, которая бодро хозяйничала среди россыпи алых мячиков. Ребенку явно нравилась открывавшая экспозицию работа, та самая, что на снимке. В общем, скепсис потихоньку начал иссякать.
Отправилась в обход, сперва просто обзорный, затем уже, сбиваясь со взятого ритма, — точечный. У некоторых работ хотелось чуть приподзадержаться, у иных — застыть и рассматривать, рассматривать, буквально погружаясь.
Где-то на третьем круге мне встретился добрый знакомый — представитель немногочисленного клана современных нижегородских художников Николая Олейникова — не менее известный, впрочем, и как радиоведущий. В свое время он был бесспорным любимцем слушателей «Радио Престиж», единственной к тому моменту в России джазовой радиостанции, в Нижнем, увы, долго не просуществовавшей, а нынче — обозреватель «Эха Москвы» и, что на момент встречи стало, пожалуй, главным козырем, — автор и ведущий программы «Выставочное пространство».
С кем как не с ним сравнить впечатления! И решилась на провокацию, ибо истина, как известно, если нами и постигается, то чаще в споре.
— Знаешь, как в фильме «Бум»: «Мне не нравится... — Что именно? — То, что это начитает мне нравится». Ну хоть ты со знанием дела разгроми, а?
— Да собственно, критиковать эту выставку просто не за что. Это вполне толковый сборник, сливки. Такой категории проекты регулярно показываются по всему миру.
Это почти беспроигрышный формат. Сам участвовал в таком же, он назывался «Давай!», организаторы были немцы и австрийцы. Та выставка получила очень сильный резонанс. Это было пару лет назад. Где-то в то же время похожая выставка «рашен-деревяшен» «Снегурочка» проходила в столичной галерее Захента. Тогда-то кураторы и договорились привезти поляков в Москву.
И вот эта выставка — ответ на запрос: «Дайте нам того, что сейчас делают в Польше современные художники, активные, интересные, серьезные и не очень».
— Господи, ну Польша-то почему?! Понятно, когда чехи, оказывается, умеют прилично играть в футбол, а индусы стали диктовать моду продвинутым парижанкам, то и термин «Современное польское искусство», доселе вроде только узким профи, доступный к расшифровке, воспринимается совершенно естественно...
— Почему в Польше? Потому что Польша — часть мира, о которой мы последние лет пятнадцать практически ничего не слышали. И вот вам!
Оказывается (и это вполне закономерно), что большинство, в том числе молодых художников находятся вполне в контексте общемировых процессов. Приятно, что выставка оказалась никак не привязана к пресловутой национальной идентичности, и достаточно много работ на тему, как нам обустроить мир.
— То есть, резюмируя, — пристойно вполне?
— Пожалуй так, но... Но все-таки в общей сложности «Штука» показалась мне чересчур спокойной. Без особого нерва, без истерики. Все так себе степенно и хорошо.
Ну разве что проекты монстров современного искусства польского: Жмиевского про хор глухих детей на рабочем месте И.-С. Баха да Козыра с полигоном для маскированных красоток, тоже значимая фигура мировой арт-сцены. В общем, крепкая выставка в достойном выставочном зале. Арсенал современного искусства правильно функционирует, показывая, как это бывает в средневековых замках, бывших железнодорожных вокзалах и арсеналах, переоборудованных в современные выставочные залы по всему культурному миру! Ура!
Ну, вот отношение и оформилось — не смогла не согласиться с коллегой... А вы сможете оценить сегодняшний взгляд на мир польских художников и разобраться со своим отношением к плодам их творчества, если до 18 июля найдете время прийти в кремлевский Арсенал. Режим работы вернисажа — ежедневно, с 12 до 20 часов...
Наталья Звягинцева,
Наше время 21 век,
28.06.2004 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|