В Нижегородском Арсенале, в котором надежно обосновался Государственный центр современного искусства, лето – самая «горячая» пора. Выставочная программа этого сезона, проходящая под девизом «Метафизика надежды», представляет зрителям искусство разных стран. «Под бело-красным флагом. Новая штука из Польши» - одна из них.
«Штука» («sztuka») в переводе с польского означает «искусство». В русском языке «штука» - это, прежде всего, некая единичная, уникальная вещь, явление
Польша долгое время была для советского человека мифической «дверью» на Запад. Через нее одни открывали для себя современную культуру (моду, музыку, поэзию), для других Польша была раем ублажения «вещевых» потребностей. А польское современное искусство, несмотря на географическую близость республики, в России известно мало. Поэтому российские кураторы впервые решили устранить этот пробел, показав «Новую штуку». Стоит заметить, что в 2002 году ГЦСИ совместно с национальной галереей искусства «Захента» устроил для польских зрителей экскурс в современную российскую жизнь, показав работы художников из Москвы, Петербурга и Сибири в Варшаве на выставке «Снегурочка». Поэтому показ в России современного искусства Польши можно воспринимать как эдакий ответный жест. «Под бело-красным флагом» соседствуют работы признанных звезд (Катаржины Козыра, Павла Альтхамера, Артура Жмиевского) и совсем молодых авторов. Разница между поколениями художников – не более 10 лет. Старшее поколение, основными темами в работах которых была телесность и самоидентификация, осталось им верно. Во многих работах «молодого поколения» прослеживается влияние и попытка осмысления проблем масс-медиа, рекламы, поп-культуры.
Художники в Польше, также как и в других странах, решают с помощью искусства, прежде всего, общественные задачи, работая в разных жанрах. Они искренне верят в социальную значимость искусства. В то, что с помощью него действительно можно изменить реальность. При поверхностном восприятии кажется, что оно нацелено на игру, шутку, иронию. Однако исходная точка – в критическом отношении к действительности. Эстетическое удовольствие уступает способности воздействовать на социальное пространство. «Новая штука» - это многочисленные видеоинсталляции, фотографии, живопись, графика, объекты.
Теперь остановимся подробнее на самих работах. Первую можно увидеть еще на подступе к зданию Арсенала. Проект «Корми небесных птиц» молодой художницы Юлиты Вуйчик – это кормушка для пернатых в форме макета самого Арсенала. Монументальное строение тут же превратилось в маленький птичий домик, символизируя доступ к искусству широких масс и лишая это самое искусство патетичности.
На большом плазменном экране, расположившемся прямо напротив входа, демонстрируется довольно однообразный видеофильм группы «АЗОРРО», которые запечатлели свое автомобильное путешествие из Вены в Краков. Художники, большие любители создавать в своих произведениях абсурдные ситуации, отражающие абсурд действительности, на протяжении всего фильма общаются между собой и со встреченными людьми на латыни.
Катаржина Козыра представляет видеоинсталляцию, одну из своих последних работ – «Наказание и преступление». На большом экране и шести мониторах мужчины в женских масках а ля топ-модель играют в любимую мужскую игру. То есть в войну. Получается идеал эпохи феминизма: персонажи с «типично мужским поведением», имеющие лица «настоящих женщин».
Есть в экспозиции и интерактивные работы. Например, «Городские маневры» Роберта Румаса, который поместил большую карту Нижнего Новгорода в горизонтальный лайтбокс и предлагает посетителям самим расставить значки, указывающие места, где берут взятки, где собираются геи, где больше всего актуальны проблемы суицидов, наркомании, где развращают несовершеннолетних. Предварительно, автор скрупулезно исследовал ситуацию в городе, отследив места социальной патологии. Тем не менее, каждый посетитель может предложить свою версию расстановки знаков, свое видение городских «болевых точек».
«Новая штука» - пожалуй, первая выставка в Арсенале, где детям, даже самым маленьким, скучать не придется. Работа Эльжбеты Яблоньской поспособствовала. Используя образы поп-культуры, художница декларирует искреннее желание помочь людям. Инсталляция «Батматка» - автопортрет автора, женщины-матери в собственной квартире, выполняет одновременно роль детской игровой площадки. Пока мамы и папы осматривают «взрослые» работы, их дети с удовольствием играют с красными шариками, находясь на попечении Суперматери. Также неподдельный интерес у маленьких посетителей вызывает общение с петухом и курицами (инсталляция Петра Лютыньского «Птичья колонна»). Автор неоднократно делал животных героями своих художественных замыслов, провоцируя деконструкцию выставочного пространства, разрушая представление о «правильном» пространстве галерей. Смешение жанров (объект, перформанс, инсталляция) – налицо. Сложно пройти и мимо горы коробочек, с надписями на всех сторонах «Ничего внутри» (Ядвига Савицкая): кто-то педантично пытался потрясти каждую, дабы лично убедиться в справедливости написанного. Художница же пыталась показать экзистенциальную ситуацию вечного ожидания и несовершенства.
«Человек играющий» Куба Банковский в видеоинсталляции «Авиационные испытания» пытается из обычных предметов извлечь скрытые способы применения. Увы. Фен остается феном, а пылесос – пылесосом. Художнику так и не удается реализовать мечту летать с помощью хитроумно сконструированных машин. Кстати, репродукция кадра из фильма Бонковского «Живописные работы» (которой нет на выставке), где художник рисует на стене бело-красный флаг, стала фирменн6ым знаком выставки.
В 2004 году выставка была показана в в Rotermann's Salt Storage, отделе Эстонского художественного музея в Таллинне и в Центре современного искусства в Вильнюсе. Из Нижегородского Арсенала экспозиция отправится в Нижнетагильский музей изобразительных искусств и Государственный центр современного искусства в Москве.
Ольга Татосьян,
НоМИ, № 4, 2004,
05.07.2004 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|