К 15-летию побратимства Нижнего и Эссена оказалась приурочена нижегородская выставка немецкой художницы Дагмары Шенк-Гюллих.
Кажется, впервые под сводами Арсенала не просто открывали выставку, а показывали нечто театрально-музыкально-импровизационное. Играли, в общем. А что? Не все же посетителей лежащими у входа бомжами-инсталляциями пугать!
Когда набилось порядочно народу, началась официальная часть. С короткими речами выступили городской голова Вадим Булавинов и руководитель проекта с нашей стороны Анна Гор. Немецкая сторона оказалась на редкость разговорчивой: не менее десятка официальных лиц минут так на пятьдесят. Последней дали слово фрау Дагмаре: дружба-фройндшафт и все такое. После чего заиграли скрипка с виолончелью. Под высокими древними сводами это звучание — просто акустическая фантастика! Уж зрители хлопали-хлопали!..
Из черного ящика, тоже вся в черном, выпорхнула танцовщица Кристин Брюнель, одна из героинь, изображенных на полотнах. Сначала в мертвой тишине, а затем под полную психоделику двух смычковых она устроила такую танцевальную медитацию, что публика внимала, затаив дыхание. Перфоманс оказался образцово-показательным, а ощущение праздника — неподдельным. Отчего во время фуршета граждане двух дружественных наций, закусывая, оживленно общались между собой, совсем не замечая языкового барьера.
А что же сами картины? Немцы — не итальянцы, рассчитывать на буйство красок не приходится. Зато выразительно: черное, белое и... немного кровавого. Легкий мороз по коже. Первые от входа картины так и назывались — «Страсти». Что изображено? А вы пойдите в наш сумеречный Арсенал: тамошняя атмосфера очень располагает к встрече с монстрами и вурдалаками, густо населяющими двухметровой величины полотна. Динамичные персонажи фрау Дагмары имитируют толпу и ощущением неуправляемости, подавления вполне соответствуют неоштукатуренным сводчатым залам Арсенала, превращая его в подобие замка Дракулы. На этом, правда, ужасы экспозиции заканчиваются. А уж философии с метафизикой здесь хоть отбавляй. Полотна под названиями «Поиски», «Зрители», «Заседание» — просто антигимн массовому сознанию.
В экспозицию затесались две картины «неженской» тематики — про футбол. «Красные против зеленых» и «Разбор полетов между таймами» — вполне со знанием дела.
А вот и Кристин Брюнель. Работа так и называется, по имени танцовщицы. Танцу вообще посвящено несколько работ. Это своеобразные панно с двадцатью фазами движения — словно застывшая раскадровка на жидкокристаллическом мониторе. А самыми выразительными мне показались «На старте» и «Канкан». Может, за счет цвета? Который, наконец-то появляется...
Впрочем, Арсенал, с его брутальной энергетикой, все повернет по-своему, всему добавит что-то от себя самого. И то, что в Эссене выглядит как невинная игра в движение, здесь, в сводчатом «замке» на волжском берегу, обрастет дополнительными смыслами и ассоциациями.
Серж Плотицын,
СВ, № 37,
04.10.2006 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|