Недавно на мой e-mail пришло любопытное письмо: подруга поделилась впечатлениями о выставке современного искусства в Арсенале. Девушка она не глупая, но вечно куда-то спешит! Она ухитрилась не прочитать ни одной аннотации, которые (специально для висят там рядом с каждым выставленным объектом. Публикую письмо комментариями.
«Привет, дорогой!
Вчера я побывала на очередной выставке в Арсенале - ты же знаешь, сейчас это модно. Не пойти просто нельзя. Название - что-то вроде «Рефлексии», там еще про иллюзии и отражения.
У входа на веревках, подвешенных к потолку, болтались увеличенные черно-белые фотографии. Видно, что старые - сняты много лет назад. Люди на них были вырезаны рукой современного художника. То есть, фон (пейзаж) есть, а вместо людей - белые силуэты. У меня пошли ассоциации... В фильмах так мелом на асфальте обрисовывают труп. Идиллический пейзаж с криминальным оттенком? Жизнь как преступление? Человек как потенциальная жертва? Потом я подумала, что белые силуэты - это изображения душ умерших. Поддавшись очарованию кладбищенской романтики, я попыталась угадать, кто есть кто. Девушка (судя по контуру юбки)... Мальчик (хороший был карапуз)... Пара друзей (силуэт четырех ботинков)... Стоп, а чья это тут нога с копытом? Черт пришел по чью-то душу?!!
Из аннотации: «Даже при отсутствии людей на фото можно ощутить их внутреннее состояние. Каждый человек может вставить сам себя на место отсутствующего».
Внезапно от порыва ветра фотографии зашевелились (я не шучу). На всякий случай я отошла подальше.
"За скобочки можете подержаться», - сказала милая девушка, выдававшая на входе билетики. Металлические скобки были приделаны к загадочной белой двери. Между ними висело зеркальце. Я схватилась за скобки, зазвучал венский вальс.
В зеркал ьце я увидела свое раскрасневшееся и(без ложной скромности) симпатичное лицо. Кроме того, к _ зеркальцу были приклеены маленькие черные волосики. Воображение откликнулось каскадом эротических образов: мужчина - партнер? волосы с лобка? меховое боа? В любом случае, ретро и пикантно. Прелесть!
Изаннотации: «ГСчтле-ровско-чаплиновские усы... Вы танцуете венский вальс с монстром своего отражения». Пройдя по темному коридору, я вышла в задрапированную комнату, в которой стояли четыре телевизора и большой экран. На экране дама с голой грудью (видно, что француженка) демонстрировала медленный стриптиз. Люди (экранные) сидели и молчали. Забыла сказать: по четырем телевизорам шел тот же сюжет, только с задержкой по времени - прием весьма избитый. Вобщем, неБунюэль. Самое интересное во всем этом было - на ощупь пробираться по черному-черному коридору в эту черную-черную комнату.
Художница Эммануэль Антиль. Ее интересует безумие, а также граница между сновидением и бодрствованием. Видеоинсталляция Radiant Fantasyинспирирована работами Фрейда.
Помню еще подводный мир (на большом экране проплывало мерзкое чудовище с миллионом шевелящихся ножек и какой-то неопознанный объект) и множество зеркал: кривых (как в комнате смеха) и повернутых обратной стороной к зрителю.
Но что меня прикололо по-настоящему, так это инсталляция Андрея Монастырского. Представь себе обычную ветку от дерева, пришпандоренную к стене четырьмя руликами скотча. Вот что было написано в аннотации (я не удержалась и прочитала): «Ветка» - акционный музейный объект (инструмент) одноразового использования для получения звука разматывающегося скотча». Далее замелькали имена Штокгаузена и Веберна, слова «партитура» и «дискурс», а уж когда я дошла до фразы: «Таким образом, мы имеем дело с объектом, построенным на самой границе эйдоса и мелоса», - ты не представляешь, как я смеялась! Молодец Монастырский!
Но настоящее удовольствие я получила на самом выходе. Там была комната, в которой шатался пол! То есть, пол был дощатым, и каждая доска была устроена, как качели. Я скинула свои голубые туфли на платформе и босиком обошла всю комнату - точно как в деревне!
Инсталляция Ирины Кориной называется Urangst - непереводимый психоаналитический термин, означающий первичный нательный страх человека (по Фрейду), чувство тревоги, изоляции и беспомощности перед враждебным миром.
С чистой совестью записала в альбом отзывов о выставке: большое спасибо, я весело провела время!»
P.S. Следующее письмо от подруги.
«Получилатвой ответе комментариями. Какой ужас! Оказывается, я все неправильно поняла! Однако, что за искусство, которое не может существовать без разъяснений?
Кстати, недавно я опять оказалась в Арсенале: спряталась там от дождя. Так вот, помнишь фильм про подводный мир, о котором я рассказывала? Оказывается, это была обычная жилая комната, которую затопило. Мерзкое существо с шевелящимися лапками было традесканцией в горшке, а неопознанный объект - абажуром с бахромой!
У меня болели ноги, я села на скамеечку и долго смотрела на процесс затопления, снятый в реальном времени. Какое все-таки релаксирующее зрелище - льющаяся вода! И как отличается подводный мир оттого, что снаружи! Совсем другой ритм жизни.
Благодаря тебе я прочитала парочку книг о современном искусстве, и даже Бориса Гройса. Если я правильно поняла, современное искусство сродни философии, потому что постоянно ставит перед собой вопрос: а что такое искусство? Бедные художники: они вынуждены творить согласно определенной концепции. Только так можно быть уверенным в том, что то, что ты делаешь -это искусство. Я немного запуталась, но в этом есть свой алгоритм.
Это все Дюшан напутал, когда сто лет назад выставил свой унитаз! Мне кажется - самое-то главное, почему его до сих пор помнят - он «продал» публике совсем не унитаз, а именно концепцию! С тех пор ничего не изменилось.
Кстати, у меня тоже есть мысль - сделать собственный перформанс. Концепция проста: что-то связанное с натальным страхом. Вот представь: заходишь в большую черную комнату, а там маленький желтый цыпленок. И вдруг цыпленок начинает раздуваться до гигантских размеров и вжимает тебя в стенку. Или еще вариант - парикмахер стрижет человеку волосы. Публика стоит и смотрит - самое обычное зрелище. А потом - раз! - и парикмахер отрезает кусок уха! Два - нос! Дальше объект окончательно разрушается. Конечно, здесь важно, чтобы он был не настоящий, а только так выглядел. Что ты об этом думаешь? Ты говоришь, что это не современное искусство, а трэш? А кто сказал, что трэш - не искусство? Я опять чего-то не поняла? Ты такой умный, может, встретимся вечером и обсудим?..»
Марина Смит,
Досуг в Нижнем. №12 (175) июнь,
01.06.2005 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|