На прошлой неделе в нижегородском Арсенале открылась выставка «Рефлексия», которая, по мысли организаторов, должна заставить посетителя блуждать по лабиринтам иллюзий и закоулкам снов. Зрителю было обещано, что его несколько раз обманут, но заблуждение окажется приятным.
ОБМАНЫ и вправду были. К примеру, в Арсенале появилась целая стена зеркал, перевернутых обратной стороной. Тянет посмотреться, ан нет. Взгляд упирается в фанеру. А есть стенд с круглым зеркальцем и двумя металлическими ручками. Возьмешься за них, и начинает звучать вальс. Можешь потанцевать с самим собой. И дюжина кривых зеркал -будто из полузабытого аттракциона цирка-шапито. Глянешь в них, и то ты - сутулый коротышка, то похож на беременного кита, то вообще тебя уже три! На открытии между этих зеркал танцевали хрупкие балерины - то-то их корежило, бедных!
Пожалуй, самый впечатляющий проект "Рефлексии" - видеоинсталляция швейцарской подданной Эммануэль Антиль. В темной комнате на экране и четырех мониторах демонстрируется бесконечный фильм-сон, снятый в роскошных апартаментах с участием персонажей богемного вида. Причем изображение на экране и мониторах разнится, и зрителю приходится раздваиваться, растраиваться, расчетверяться... А сюжет манит - поцелуи, пощечины, томные танцы, стриптиз. "Сладкая жизнь", поданная в провокационной декадентской манере. Пройдет много времени, пока ты догадаешься, что сюжет никуда не ведет. Ты "попался" на очередную иллюзию. Не рефлексируй - организаторы выставки тебя обманули, как и обещали.
Я замечаю, что выставки актуального искусства в Арсенале постепенно превращаются из собственно смотра художественных проектов в модные светские рауты, на которые надо приходить. Здесь всегда встретишь художника А., диджея Б., фотографа В., музыканта Г. ... Не уверен, что все они вникают в суть происходящего - проекты все больше малопонятные. А то и вовсе случайные. Однако на подобных выставках всегда возникает какой-то дух, который делает тебя, провинциального и забитого, актуальнее и моднее.
Олег Дар,
АиФ. Нижний Новгород, № 26, 2005,
01.07.2005 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|