Вот и открылся очередной выставочный мая сезон в нижегородском Арсенале.
Там представлены некоторые работы с Московской Биеннале, на настоящий момент самой молодой в мире – в январе-феврале текущего года ее первая выставочная программа прошла в здании бывшего музея В.И.Ленина под названием «Диалектика надежды». Название оптимистическое и самоочевидное, ибо в творчестве всегда присутствует какая-либо надежда: на свет в конце тоннеля, на победу коммунизма во всем мире или хотя бы на понимание (что для актуальных художников, как бы они ни задирали нос, всегда было серьезной проблемой). Первая «арсенальная» экспозиция также называется «Диалектика надежды» и проникнута не то чтобы оптимизмом, но явной интригой: под мрачными кирпичными сводами собраны видеоработы семи авторов из совершенно разных стран (Пуэрто-Рико, Швеция, Германия, Великобритания, Вьетнам, Нигерия и Китай).
Что же составляет нижегородскую «Диалектику надежды»?
Остроумно приделав к выхлопной трубе мопеда трубу обыкновенную (музыкальную), пуэроториканский мальчик объезжает остров. Объезд, как нетрудно догадаться, сопровождается своеобразной мелодией, несколько похожей на лирику позднего Майлса Дэвиса. Идеологическая подоплека оного действа – радостная весть: звуки трубы, перебивающие городской шум, сообщают о том, что остров наконец-то покинула военно-морская база США.
В жизни многих женщин мира важное место занимает приготовление пищи и прочие занятия домашним хозяйством. Порой реалии этих занятий несравнимы, но тем забавнее взаимно имплантировать контрастные миры, например, путем дигитального монтажа. В итоге африканская первобытность с юмором вклинивается в мир американского кухонно-рекламного прогресса: кушайте, пожалуйста, дорогие зрители, маниоку из миксера.
Прохождение через границу (в данном случае – через германо-российскую, кажется, что-то связанное с репатриантами) выглядит тягостным сном, неотвязным и абсурдным, удачно воплощая то ли кусочек антиутопии, то ли просто – репортажно, без прикрас – вечно живую советскую действительность. Тяжелая сумка, хаотические очереди, бесцельное блуждание по ночному осеннему лесу, туалет типа сортир, унизительное обращение… и почему-то никаких ностальгических ощущений. Интересно, что ощущают репатрианты?
Есть необычно долгий для традиции видеоарта фильм Янг Фудонга, кстати живописца по образованию (что ощущается в изумительной красоте и выстроенности каждого кадра). «Семь мудрецов в бамбуковой роще», в данном случае семеро молодых китайцев, сидят за столом и, церемонно кушая китайскими палочками, рассуждают о разных изысканных вещах, например, о наслаждении быть съеденным. Впрочем, для того, чтобы понимать всю ироническую философию титров, желательно бегло читать на английском. Также фильм открывает огромные перспективы перед зрителем, склонным к созерцанию.
А еще там есть темная комната, где тоже показывают кино, и откуда зрители выходили с совершенно вытянувшимися лицами. К сожалению, автор настоящей заметки побывать в этой комнате еще не успела.
«Диалектика надежды» будет идти достаточно долго – до 19 июня. Тем не менее, посещение ее не стоит откладывать до последнего дня: во-первых, многие фильмы дают массу импульсов для игры в бисер, провоцируя разные, небыстрые, размышления (и потому может возникнуть потребность посмотреть что-либо еще раз), а во-вторых, некоторые фильмы, те же «Семь мудрецов», достаточно протяженны во времени.
Вообще слово «биеннале» переводится с итальянского как «двухгодичный цикл», а применительно к актуальному искусству – распространенную и популярную форму выставочного бытия. Особенно знаменита старейшая, Венецианская Биеннале, стартовавшая сто десять (!) лет назад. Кстати, там главное выставочное пространство современного искусства – городской Арсенал. Случайно ли, что «аркады кремлевской стены построил итальянский зодчий»?
Статус Биеннале в ряду всемирных событий в области современного искусства сопоставим со статусом Олимпийских игр в спорте. Биеннале – это всемирный смотр новейших достижений в искусстве. В то же время Биеннале являются местом, где люди искусства, особенно тонко реагирующие на вызовы современности, художественными средствами выражают актуальные проблемы, стоящие перед обществом, и предлагают пути их решения – философские и социальные, нравственные и институциональные, эстетические и технологические.
Нижний Новгород стал первым (и, скорее всего, единственным) городом в России, где демонстрируются видеоработы из экспозиции Первой Московской Биеннале современного искусства.
Кстати, приближается очередная Венецианская Биеннале, и впервые в истории искусство России на ней представят не столичные деятели современного искусства. Почетная обязанность куратора национального павильона возложена на Любовь Сапрыкину (арт-директора нижегородского филиала Государственного Центра современного искусства), а она, в свою очередь, остановила свой выбор на нижегородских художниках объединения PROVMYZA (Галина Мызникова и Сергей Проворов) и их аэрозвуковой инсталляции «Волшебный ветер». Что реализует самые приятные надежды нижегородцев, патриотически настроенных как минимум на «столичность» в ПФО.
Мария Федотова,
Нижегородские новости, 27 мая, 2005,
27.05.2005 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|