Нижегородский Арсенал до 13 июня становится хранилищем «убойного снаряда» голландского видеоарта, которому 13 лет. Звучит претенциозно? Оно того требует. Требует всеми своими четырьмя представленными тематиками: средства массовой коммуникации, регистрация, медиаспецифика и нарратив. Мы рассмотрим их. Удивляясь. Вдумчиво. С улыбкой
Если вы приготовились к подробному «перевариванию» каждой из заявленных тем, то лучше идите на выставку сразу. Хотя, признаться, вас еще надо к этому подготовить.
Начнем с раздела «Средства массовой коммуникации». Голландское видео на эту тему – это отчасти ироничная пародия на выпуск пресловутых новостей, а отчасти очень чувствительный взгляд человека, не успевшего «ороговеть» и привыкнуть к транслируемой жестокости. Для достижения эффекта художники использовали разные средства: старую хронику, где картинка идет вверх ногами и с обратным движением: изображение человека, «раздавленного» какофонией брутального новостного выпуска; грустно-смешное подтрунивание над обывательскими взглядами прессы на искусство. Обыгрывание последнего особенно врезалось в сознание. Это работа группы «Генеральная идея» под кричащим названием «Заткнись». Ее основная идея - совет для СМИ: не знаешь, о чем говорить, - молчи.
Теперь о «Регистрации»… события, процесса, словом, концепции. Значение концепции и есть Архимедов рычаг. Именно в этих работах занимает особое место перформанс, своеобразная выходка художника. Актуальность такого концептуального искусства обозначили еще в середине семидесятых Моррис и Бойс. Наверное, оно могло бы называться искусством эстетического недоумения в силу обычности используемых предметов и процессов. Держится такого рода искусство на художественной смелости, воплощающей идею. Голландцы оказались людьми рисковыми и, экспериментируя над собой, ощупывали предел человеческих возможностей. Показательна работа «Дыхание-2» Бугела и Хольтапельса, где один из художников чуть не задохнулся в полиэтиленовом пакете под созерцательным взглядом камеры.
На выставке представлены инсталляции, реминисценции живописи и мультипликации, абстракции и новаторство в области монтажа – «Медиаспецифика». Здесь интересны неожиданные переходы от частного к общему, связывание поначалу далееких друг от друга вещей. Например, в ролике «Цветение крови» Мирел Мираж наблюдается одновременно микро- и макроисследование мира, очередной раз доказывается, что человек и природа едины, ведь листок дерева под микроскопом - почти аналог нашей коже и сосудам. Две интерактивные инсталляции - отдельный разговор. Во-первых, на входе тебя приветствует женщина в телевизоре, реагирующая на твое приближение. А во-вторых, на большом полотне отображается сиюминутная съемка ходящих по залу людей, но изображение транслируется с опозданием. Поэтому твои кривляния перед экраном появляются неожиданно для тебя, вырастая из какой-то туманности. К слову сказать, такие «заигрывания» со зрителем в режиме запаздывания не новы и применялись еще британскими видеоарткудесниками.
Еще один тематический раздел выставки – «Нарратив». Он во многом стремится к художественному и документальному кино.
По мнению Барта Руттена, сотрудника Голландского Института Медиаискусств, нидерландский видеоарт отличает юмор и «... изображение реально существующего некоего объекта, который показывается с разных сторон до момента, когда ты видишь его совершенно другими глазами - так получается преображение реальности».
Зрителям на выставке предоставили полную свободу. Она выражается в нашем непосредственном выборе для просмотра любых работ из большого видеоархива. Желаем вам посмотреть хотя бы самое интересное.
Н. Ручина,
Досуг в Нижнем, №10,
06.06.2004 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|