— Видеоарт едва поднялся на ноги, но уже наступает на пятки «старушке»-живописи, — заявила Любовь Сапрыкина, арт-директор Государственного центра современного искусства, на открытии выставки «30 лет голландского видеоарта».
Нижегородские живописцы, напротив, отнеслись к творчеству иноземных видеохудожников (с образцами которого можно было недавно ознакомиться в здании Арсенала в Кремле) скептически. Кое-кто даже назвал плоды заграничной видеоарт-лаборатории — между прочим, Нидерландского Института Медиа-искусств — «скучными микровидеоклипами».
Однако видеоискусство требует к себе особого отношения: автор концентрирует внимание на какой-то детали и делится своими открытиями со зрителем.
Посетители устремлялись в компьютерный комплекс для интерактивного показа коллекции, где сами выбирали видеоработы для просмотра. Когда один находил что-то любопытное, “соседи” принимались судорожно «кликать» мышками, отыскивая этот шедевр в недрах видеоархива.
— Смотри на меня…
Девушка непонимающе уставилась на парня за рядом стоящим «компом».
— Говорю, обязательно взгляни на работу «Смотри на меня» Петера Стела — просто улет!
Мы с ней синхронно ищем название в каталоге и надеваем наушники…
…В уши льется девчачий визг: видеосъемка проводилась на поп-концерте. Находчивый Петер расположил объектив близко к заплаканному и взволнованному лицу девочки-тинейджера, но та настолько увлечена своим кумиром, что не обращает на камеру внимания... Замедленный показ преувеличивает обожание подростка, ее откровенность, выставленная видеохудожником на обозрение всему миру, заставляет отводить взгляд от экрана монитора.
— Да, смотреть страшно…
А может, таким и должно быть современное искусство — опасным, пугающим, диким, каким угодно, но не комфортной жвачкой для обывателя?
Анна Котерева,
Особая кнопка, № 15, июнь, 2004,
06.06.2004 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|