Длина подводной утопии – 26 метров, общая площадь – 78 квадратных метров. В нижегородском "Арсенале" (Кремль, строение 6) - новая экспозиция. Она называется "Под водой" и выполнена модными художниками Виноградовым и Дубосарским. Огромный полиптих, высотой практически от дощатого "арсенального" пола до сводчатого потолка, впервые был продемонстрирован в российском павильоне венецианской Биеннале два года назад. Наверное, представленное в тонущем городе тотально подводное бытие вызывало неоднозначную реакцию публики.
То ли развлекаловка, то ли глубочайший постмодерн. Тридцать шагов по Арсеналу от рождения (в полном соответствии "прогрессивной" тенденции - в воду) до… видимо, поминок (больше похожих на иронический фуршет). Тем интереснее подозрительно высматривать опознаваемые образы и думать, "что бы это значило". Если думать не хочется, вы получите просто удовольствие от ярко-тропического подводного мира, где разворачивается вечный праздник молодости.
В проекте "Под водой" Александр Виноградов и Владимир Дубосарский изобразили мир грез. Героями монументальных полотен стали модели со страниц глянцевых журналов. Красивые юноши и девушки ведут беззаботную и веселую жизнь под водой: плавают, выпивают, танцуют, празднуют новый год. Картины творческого дуэта предельно позитивны и понятны всем людям. Вместе с тем, они наполнены смыслами и интеллектуальными играми. По словам авторов, "Под водой" отсылает зрителя к истории человека от рождения до смерти, показывает смену разных художественным стилей (сюрреализм, поп-арт, Возрождение, соцреализм).
Александр Виноградов и Владимир Дубосарский начали работать вместе в 1994 году. Они взяли на вооружение язык социалистического реализма и наполнили его новым содержанием, показали возможности его функционирования в современных условиях. Художники стремятся удовлетворить ожидания публики, декларируя работу на заказ. Но стать "рабом" общества – не есть ли лучшая критика этого общества? В своем творчестве Александр Виноградов и Владимир Дубосарский оперируют масс-медийными образами, современными штампами и клише. Гельмут Коль на свадьбе молодых немцев; Сталлоне, рисующий позирующего Шварцнеггера в кругу детей; Христос в центре перестроечной Москвы – вот сюжеты, которые принесли им мировую славу.
По непроверенным официальным данным, издание трехтомного собрания сочинений писателя Виктора Пелевина оформлено репродукциями с произведений Дубосарского и Виноградова. Говорят, по желанию самого Виктора Олеговича.
В одном из интервью Виноградов и Дубосарский обозначили прототипом своего тандема советский художественный комбинат (место, где в большом количестве и по строго определенным канонам штамповали девушек с веслами, дискоболов и прочий соцреалистический позитив). Тем паче, что папа Владимира Виноградова работал на одном из подобных комбинатов…
Владимир:
- Там была определенная идеология. Были художники, которые знали идеологию, знали, что и как надо сделать: Ленин должен быть одного размера, рабочий – другого, меньше, женщина - еще меньше.
Индивидуальность была на минимуме. Мы хотели сделать такой же комбинат, который, при некоторой разнице в кисти, давал бы большой поток. Сделать энергетически наполненное явление. Непонятно откуда взявшееся, странное, никем не оплаченный сильный поток. Это было бы очень интересно, если бы нашлись люди, которые могли бы работать бесплатно. Или если бы мы могли им платить.
- Можно ли сказать, что вы хотели бы такого успеха, как у Ильи Глазунова?
- Мне ближе Энди Уорхол.
- В смысле, по технологии. Социальный заказ, набор поп-фигур…
- Глазунов все это делает всерьез. Его социальный заказ - настоящий. А у нас - чистая фикция. Чистое искусство.
Выставка работает ежедневно с 12.00 до 20.00 до 14 августа. Вход свободный.
Мария ФЕДОТОВА,
Нижегородские новости,
17.07.2005 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|