18 августа Арсенал современного искусства в Нижнем Новгороде последний раз в этом сезоне собрал поклонников contemporary art на открытие новой выставки под рифмующимся названием «Скольжение и головокружение». Она объединила в одном пространстве два проекта-победителя всероссийского конкурса художественных проектов для Арсенала.
Главным условием конкурса, проводившегося с апреля по июнь этого года, стало создание художниками проектов под конкретное пространство, пространство огромного полуразрушенного здания XIX века со своим особым космосом. Из 43 заявителей, среди которых Ольга и Александр Флоренские, Владислав Ефимов, группа ABC и другие художники и творческие объединения от Калининграда до Нью-Йорка, жюри выбрало только два проекта-победителя. «Головокружение» (Программа Escape, Москва - Валерий Айзенберг, Богдан Мамонов, Антон Литвин, Лиза Морозова) и «Скольжение» нижегородцев Provmyza (Галина Мызникова и Сергей Проворов). В шорт-лист попало множество интереснейших проектов. Выбор лишь двух обусловлен исключительно размером финансирования.
В Арсенале есть скользкие места.
Именно таким было рабочее название проекта Галины Мызниковой и Сергея Проворова, трансформировавшееся в «Скольжение». Участники этого творческого (и не только) тандема на сегодняшний день, пожалуй, единственные в Нижнем Новгороде занимаются созданием видеоарта и успешно представляют свои произведения на фестивалях всего мира. В Нижнем их работы увидеть можно нечасто. Этим летом жители города, увлекающиеся экстремальными видами спорта и имеющие соответствующую физическую подготовку, смогли не только посмотреть конечный продукт, но и принять участие в съемках. На кастинге претендентов предупредили об опасности, тем не менее, желающих оказалось довольно много. Съемки велись на одном из трамплинов города, а задача актеров-экстремалов сводилась в «скольжении» с него вниз.
В результате в Арсенале был сооружен огромный вытянутый экран от пола до потолка, по форме напоминающий гору, на который проецируется процесс соскальзывания человека с потолка на пол. Причем художники предлагают исследовать процесс скольжения «изнутри», демонстрируя лицо человека «в процессе». Скатываясь, один человек остается лежать на месте. Через некоторое время на него начинает соскальзывать другой. В итоге посредством наложения изображений на полу образуется куча лежащих друг на друге людей.
Надо отметить, что художникам вполне удался замысел – заставить зрителя пережить чувство опасности. Степень его глубины, разумеется, зависит от каждого человека. Чувство страха усугубляется звуком. Вряд ли без соответствующей аннотации можно догадаться, что вызывающий тревогу, то удаляющийся, то приближающийся звук, ни что иное, как растянутый во много раз звук выстрела. Созерцание простого физического действия, процесса скатывания, дает повод для осмысления границы между опасностью и безопасностью.
Головокружение.
Второй проект представила московская группа художников, объединенная под общим названием «Программа ESCAPE». Их объект представляет собой обитый железными листами бокс внушительных размеров. Войдя в него, зритель просовывает голову в отверстие в потолке и она сразу же оказывается на столе, словно аппетитное блюдо, за которым сидят четыре великана. Они ведут между собой беседу, непонятную не только зрителю, но и друг другу.
ESCAPE на протяжении всего творческого процесса затрагивают достаточно сакраментальную проблему человека и его окружения, коммуникации между человеком и человеком, между художником и зрителем. Вывод пессимистичен: общение невозможно, мы все обречены на тотальное одиночество.
Искать в названии проекта связь с одноименным фильмом Хичкока бесполезно, ее нет. А вот увидеть элемент самоиронии – легко. Художники борются с собственным головокружением от успеха. Главная задача авторов – вывести человека из пространства экзистенции, из привычной системы жизненных ценностей и ориентиров. Для достижения этого эффекта и нужно испытать головокружение. Главным методом достижения цели в проекте являются интерактивность и общение наедине со зрителем. Последний – чуть ли не декларация творчества ESCAPE: создавать работы, которые может посмотреть только один человек. Сложность лишь в том, что «их» зритель, по словам Валерия Айзенберга (центрального персонажа в группе) должен непременно быть интеллектуален и находиться в курсе искусствоведческого дискурса. Однако в железный бокс с любопытством просовывают голову разные зрители, которые в силу возраста или рода занятий не всегда находятся «в контексте». И очевидным для них становится только одно: их на этом пиршестве не замечают, им там не рады. А тема пропасти между художником и зрителем становится актуальна как никогда.
Выставка работает до 5 сентября, после чего здание Арсенала официально закроется на реконструкцию, в результате которой выставочного пространства хватит для реализации всех проектов, попавших в шорт-лист конкурса. И даже больше.
Ольга Татосьян,
Номи, август 2004,
06.08.2004 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|