Лето завершается “Скольжением” и “Головокружением”, и поддержанная Фондом Форда “Метафизика надежды” становится новейшей историей нижегородского Арсенала.
СПРАВКА
Выставка “Головокружение & Скольжение” — результат открытого общероссийского конкурса художественных проектов для Арсенала. Конкурс проводился в апреле — июне 2004 года. Государственный центр современного искусства впервые в рамках конкурса финансировал создание произведений российских художников, работающих в стратегиях актуального искусства, предоставляя авторам возможность самим выбирать тему и форму своего творческого высказывания. Главный критерий оценки — активное взаимодействие с предметно-пространственной средой Арсенала. В состав независимого экспертного совета конкурса вошли известные специалисты в области современного искусства из Москвы, Нижнего Тагила и Нижнего Новгорода. На конкурс было подано 49 проектов из 15 российских и зарубежных городов: Екатеринбурга, Ижевска, Калининграда, Москвы, Нижнего Тагила, Новосибирска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Твери, Ярославля, Еревана и Нью-Йорка.
По итогам подсчета голосов экспертов победителями стали два проекта “Головокружение”, авторы — “Программа Escape” (Валерий Айзенберг, Богдан Мамонов, Антон Литвин, Лиза Морозова), и “Скольжение”, авторы — Provmyza (Галина Мызникова и Сергей Проворов). Оба проекта, по общему мнению экспертов, высокотехнологичны и эффектны.
Год назад современное искусство прописалось в здании на территории Нижегородского кремля. Некоторые сочли этот шаг опрометчивым, не разобравшись в запале, что благодаря этому Нижний Новгород вошел на равных в мировое культурное пространство. По крайней мере, наше загадочное здание с осыпавшейся штукатуркой и обнаженной старинной кладкой стен вышло из забвения, и художники разных городов и стран придумывали для показа здесь свои проекты — о чем постоянно сообщают сайты и издания по культуре.
Что же касается собственно городского пространства, непрезентабельный Арсенал пока не может соперничать с другими памятниками и выставочными площадками — ни евроремонта, ни входных билетов и новых туалетов там нет. Ремонт, то есть реконструкция здания, начнется в 2005 году, но благодаря активной выставочной деятельности, статусу и репутации ГЦСИ этого события с нетерпением ждут “дети разных народов”.
Итак, с плохой крышей и без ремонта в Арсенале прошел сезон “Метафизика надежды”. Напомним, это были выставки:
Ольга Киселева “Doors/Двери” (Россия—Франция), “30 лет голландского видеоарта” (Нидерланды), “Новая штука” (Польша), “Арсенале 2004” (Россия).
“Арсенале” продлится до 5 сентября, это и есть “Скольжение” и “Головокружение”. Даже если смотреть на названия выставок, очевидно, что их связывает концепция. С чего начинается всякая метафизика? Со случайно распахнутой двери в другие пространства. Там властвуют технологии, видео, и самые очевидные послания приобретают вдруг новый смысл. Странная это штука! На стену не повесишь и духовным не назовешь. Но держит, завораживает и не отпускает. Ничего не понятно! Но народ послушно вставляет свои головы в прорезь конструкции группы Escape, чтобы хоть словечко уловить из того, о чем говорят художники. От метафизики кружится голова, а может быть, и совсем от чего-нибудь другого. Странные мысли посещают: не лучше бы в облезлом интерьере показать идеальную “вылизанную” конструкцию? Кто знает: нет пределов совершенству. На огромном вогнутом экране наших любимых и знаменитых (порядок слов важен!) Галины Мызниковой и Сергея Проворова можно наблюдать всю тщетность усилий, потраченных на восхождение, вползание, подъем на интеллектуальные, материальные и прочие вершины. Тогда откуда же надежда?
Глупо, но правда: увлекает сам процесс. Не факт, что наш Арсенал станет круче венецианского. Но уже получилось: заявка на создание творческой экспериментальной площадки реализуется. И это увлекает.
Марина Игнатушко,
Биржа плюс свой дом,
19.07.2004 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|