Большинство выставок, проходящих в нижегородском Арсенале, носит эпатажно–снобистский оттенок, присущий альтернативному искусству вообще. В каждый мини–проект уже заранее закладывается свой «код да Винчи», и это, видно, задумывается как часть обаяния. «Русский трофей» Ольги и Александра Флоренских таких заморочек лишен по причине то ли немодной темы, то ли простодушного подхода к ней.
Забавные стрелялки, с такой любовью и наивом сварганенные из мирных мясорубок, цинковых корыт и прочего пионерского металлолома, - все это очень напоминало бы недоигранное детство, если б не четко структурированная по разделам экспозиция, отвечающая задачам «реконструкции образа среднестатистического военного музея». Правда, за красивой витиеватостью наименования концепции таковой как-то не обнаруживается. Если это - реконструкция-пародия, то достаточно занудная. Слишком уж буквально повторяет она музейную композицию, и кажется, что даже пыль на экспонатах именно специфическая - скучная.
У прототипа хоть есть некий природный посыл к диалектике. Сам историцизм двигает его от зала к залу: сначала холодное оружие, огнестрельное стрелковое, артиллерия, танки, ракеты и подводные лодки. Меняются технологии, дизайн, масштабы. Здесь же, заглянув в первую выгородку и увидев весь слесарно-сантехнический инструментарий, уже представляешь, что в следующем тебя ждет примерно то же самое: ржавое железо, мятая жесть, болты-гайки со свалки.
Еще классики устами Бендера достаточно иронично отнеслись к такого рода конструированию: «Оригинальная конструкция - заря автомобилизма. Видите, Балаганов, что можно сделать из простой швейной машинки Зингера? Небольшое приспособление - и получилась прелестная колхозная сноповязалка».
Однако "Антилопа-Гну" хоть скрипя, но двигалась. Здесь же настоящее кладбище макетов: из "пистолетов" и "пулеметов" ни разу не стреляли, "подводная лодка" помнит воду лишь по бабушкиной стирке, а "торпеда" может плыть не лучше топора.
Единственное, чем представленные экземпляры соответствуют музейному статусу, так это тем, что все это старое и бесполезное, хотя выдается за... современное искусство.
Современность подразумевает и некий современный полет фантазии, шаг в сторону от бесплодного и монотонного копирования. Я не знаю: отрываться, так уж по-полному. Если б, к примеру, «подводные лодки» из селедок плавали в аквариуме с самогонкой, а рядом в масштабе 1:100 стоял макет Т-34 из дымящейся вареной картошки на закуску - та была бы еще инсталляция, я уж не говорю о перфомансе. Или говорящий самолет из попугаев, или синхронный стриптиз прапоргциц под военные марши...
Впечатление затянувшегося детства усугубило наличие у половины моделей каких-то уморительных, по замыслам авторов, приколов, примочек и прибамбасов. Если нажмешь на какую-нибудь кнопку, то что-то откроется, что-то загорится, что-то зашумит. А вообще забавно, когда сугубо штатские люди берутся иллюстрировать военное дело - примерно также, как Шура Каретный интерпретирует «Лебединое озеро».
Серж Плотицын,
Свой взгляд, № 26,
25.06.2006 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|