Новости История Проекты Реконструкцяи Издания На главную страницу Switch to English version
De Dentro - В глубину

Art porto

Португальское искусство практически неизвестно в России. Выставка, прошедшая на днях «Арсенале», с первого знакомства погрузила зрителей в глубину, парадоксальную и волнующую. И это вполне оправдано – ведь, по сло¬вам куратора проекта Жуао Пиняранда, анализируя экспозицию, одинаково возможно без предубеждений говорить о португальском искусстве и с искренней наивностью вопрошать, существует ли вообще это самое португальское искусство.

Побывав в выставочном зале, посетители убедились, что мифическое португальское искусство все-таки существует. О чем же проект? Название выставки - «В глубину» - отражает главную идею погружение в себя, ощущение человеческого тела в окружающем пространстве, осознание своей фигуры во Вселенной. Языковая и смысловая игра, яркость сюжетов, вызывающая множество ассоциаций, - таким представляется нам португальское искусство сегодня. На суд зрителей были представлены произведения шести художников. Все шестеро официально представляли Португалию на крупнейших международных смотрах современного искусства - в Венеции и в Сан-Пауло. Как объяснила нам атташе по культуре посольства Португалии в Российской Федерации Мария Маргарида Гоувейя Фернандес, авторов могло бы быть и больше, но организаторы выбрали шестерых самых известных. На следующей выставке планируется показать работы художников нового поколения, тех, кто творит в настоящее время. Что представляют собой работы? На выставке показаны фото- и видеопроекты, живопись, объекты и инсталляции. Все разные, объединены лишь глубинной идеей. «Это искусство не представляет собой один стиль. Это множество направлений и подходов к проблеме идентичности человеческого существа, - рассказывает Мария Маргарида. - Можно сказать, чтомногие творцы обращаются к столь популярной ныне реальности 70-х». Пройдемся по самой выставке и поделимся впечатлениями.

Удивили зрителей работы Руя Шафена, выполненные из металла.Неподатливый материал выглядит настолько пластичным, что напоминает мягкую ткань. Однозначное одобрение вызвали работы Жорже Молдера из серии «Человек состояния». Непрерывные познавательные фильмы Жоау Пеналва задерживают в темном зале надолго - и не только потому, что слушать его истории действительно интересно. В его видеоработах синтез всех видов образов - движения, звука, статики, изображения. Самыми стильными я бы назвала работы 2003 года известного португальского художника-графика Жулиау Сарменту из серии «Паразит» - это размышления о женщине, отношениях, сексе и харизме. Чтобы заинтересоваться, достаточно услышать названия произведений: «Я никогда не хочу, чтобы меня поняли», «Вульгарность - это дом», «Половина меня - лунатик, остальная часть - ничто». Первое место в номинации «Самая шокирующая» бесспорно выиграла Элена Алмейда со своей серией «Я здесь», в которой фотохудожница экспериментировала с изображениями своего тела. Тем не менее автор не считает эту серию работ ни автопортретом, ни размышлением о женщине. Скорее, это возможность пропустить через себя универсальные образы искусства, женщины и смерти. Очень насмешил один из многочисленных видео-роликов, где мужчина моется в верхней одежде под душем, вполне. Определенно напомнивший зрителям советскую комедию «Ирония судьбы, или С легким паром!». В общем, посмотреть есть на что, есть: ведь выставка будет работать до 20 июля.    

Татьяна Зубанова,
журнал "Выбирай" №11, 15.06.2006 г.


« назад к списку публикаций

о выставке

художники

экспозиция

пресса




Афиша
  © НФ ГЦСИ, 2024 Новости История Проекты Реконструкция Издания На главную страницу English