|
|
|
|
|
Путеводитель - структурированная по топографическому принципу информация в виде туристического маршрута, основная часть которого проходит по исторической части города
|
|
|
|
|
|
|
|
жилой дом
ул. Славянская, 10а
Зеляев Александр
Пестов Евгений
Харитонов Александр
1994 год
1996 год |
|
|
|
дно из наиболее заметных произведений современной архитектуры в городе. План представляет собой супрематическую композицию: сегмент круга, три сдвинутых друг относительно друга прямоугольника и квадрат с вынутым углом – вместе это образует подобие пилы.
В объеме каждая из этих фигур представляет собой энергичную скульптурную форму. Но целостность этих форм постоянно нарушается: входы решены как пещеры-лабиринты, вгрызающиеся в глубь здания, множество уступов и углов создают впечатление хаотического нагромождения геометрических объемов.
Эстетика хаоса выражена в овальном окне на ровной плоскости стены одного из уступов – ось овала отклоняется от вертикали почти на 45o, как будто овал покатился по стене. В целом это гигантский кубистический натюрморт. Но при этом форма плана точно следует абрису участка, а образ эстетически осмысляет тот хаос, который несет в себе «органика» среды, так что композиция кажется своеобразной «диаграммой» места.
«111 построек и проектов. Нижний Новгород 1990 – 2001», архитектурный гид / Л.М. Сапрыкина, М.В. Игнатушко. – Н. Новгород: Изд-во Гос. центра современного искусства, 2001 – 108 с.: ил.; – Текст парал. рус., англ. – Библиогр.: с. 107–108. – 2000 экз.
Пила находится во дворе, её образ адресован ближайшему окружению. Жители соседних домов видят здание с разных сторон в разных ракурсах - словно кубистический натюрморт. Еще одна авторская метафора этого дома - корка арбуза.
Но понять это можно, только взглянув на дом сверху. Лезвие пилы - сегмент круга с зазубринами сдвинутых друг относительно друга прямоугольников. Ручка пилы - квадрат с вынутым углом. В объеме получается скульптурная форма. Но она так испещрена деталями, что создается впечатление нагромождения объемов, фантастического коллажа форм. Среди уступов и углов «затаились» входы в здание. Ряды мелких окон упираются в цилиндрическую башню с лепестками-балконами, проткнутыми, словно свежий бисквит, тонкой трубочкой. Остроугольная, красная стена кажется плоской, как ширма, но большие витражи указывают на наличие объема. Самая неустойчива форма в композиции здания – наклонное овальное окно. Подтолкни его – и оно соскользнет вслед за сползанием по склону всего дома. Часть деталей уже сдвинулась, другая – застыла в неподвижности. Контраст движения и статики усиливает ощущение хаоса, словно на бывшей Немецкой улице произошло легкое землетрясение.
У этого натюрморта есть модернистская рама. Пила продолжила игру Каскада. Так что её контекст – в геометрии реконструкции, начатой на этой территории ещё в советское время. С Каскадом связывает Пилу и тема освобождения от оболочек, найденная Харитоновым в середине 80-х. Зеленоватого цвета объёмы Пилы прорвали красную стену циркульной формы. Кубики побеждают окружность.
Авангардная архитектура жилого дома воспитывала его владельцев, приучала к восприятию сложных и многозначных образов. В этом была позиция Харитонова.
«Сладкий Горький. Нижегородская архитектура 1985 – 2004» / Л.М. Сапрыкина, М.В. Игнатушко. – Н. Новгород: Изд-во Гос. центра современного искусства, 2004 – 96 с.: ил.; – Текст парал. рус., англ. – 2000 экз.
|
« назад к карте района
|
|