|
|
|
|
|
Путеводитель - структурированная по топографическому принципу информация в виде туристического маршрута, основная часть которого проходит по исторической части города
|
|
|
|
|
|
|
|
Здание театра
ул. Грузинская, 23
Карцев Юрий
Коваленко Владимир
Никишин Валерий
Степовой Андрей
Харитонов Александр
1985 год
1999 год |
|
|
|
Один из постмодернистских проектов нижегородской школы с внутренним пространством в духе фантазий Пиранези и классицистическим фасадом. Новой театр – результат реконструкции здания XIX века – Коммерческого клуба. До 1985 года в нем размещался ТЮЗ. От прежнего здания осталась стена с богатым лепным декором, которая теперь представляет часть уличного фасада нового театра. Все остальное построено заново. Сценическая коробка стала намного выше, что позволило разместить современное театральное оборудование. Особое праздничное настроение создают интерьеры театра: многосветное пространство холлов объединено общей парадной лестницей. Иронично обыграв классические темы, архитекторы создали атмосферу театрального представления.
«111 построек и проектов. Нижний Новгород 1990 – 2001», архитектурный гид / Л.М. Сапрыкина, М.В. Игнатушко. – Н. Новгород: Изд-во Гос. центра современного искусства, 2001 – 108 с.: ил.; – Текст парал. рус., англ. – Библиогр.: с. 107–108. – 2000 экз.
На месте усадьбы купца Заморина в 19 веке построили Коммерческий клуб. Затем в советское время в его стенах до 1985 года работал ТЮЗ. Впоследствии театр переехал в другое здание, а это подверглось основательной реконструкции и модернизации. Происходило все под стать фамилии старинного владельца участка Заморина: стройка растянулась на полтора десятилетия. Наконец-то в здании поселилась «Комедия».
О прошлом напоминает часть фасада театра – сохраненный фрагмент стены с богатой лепниной. От него тянутся пояски по всему классицистическому фасаду, чтобы раствориться за порталом, где нежная штукатурка встречается с голой брутальной кладкой. Главный вход в театр повернут в сторону Большой Покровской, неожиданно торжественная композиция портала звучит с фривольным подтекстом. Его можно понять почти буквально: ближайшие к зрителю формы танцующей музы вылеплены с грубой чувственностью.
Проект театрального здания получил в свое время известность благодаря рисункам интерьеров в духе Пиранези. Осколки римской античности – аркады и колонны - собраны в современных холлах, объединенных атриумом и парадной лестницей. Многосветное пространство «обжитых руин» заряжено праздничным настроением. Но при реализации проекта поубавилось «духа Пиранези». Излишний пафос материального как недоверия к качеству самого пространства проявился в обилии бликующих поверхностей, в размещении скульптуры каслинского литья в перспективе лестницы. Стремление к украшательству прочитывается и в жестком колорите зрительного зала. Однако заданная изначально ироничная атмосфера предвкушения, ожидания театрального действа неистребима, благодаря чему атриум стал излюбленным местом торжественных встреч и вечеринок разной городской публики.
«Сладкий Горький. Нижегородская архитектура 1985 – 2004» / Л.М. Сапрыкина, М.В. Игнатушко. – Н. Новгород: Изд-во Гос. центра современного искусства, 2004 – 96 с.: ил.; – Текст парал. рус., англ. – 2000 экз.
|
« назад к карте района
|
|