|
|
|
|
|
Путеводитель - структурированная по топографическому принципу информация в виде туристического маршрута, основная часть которого проходит по исторической части города
|
|
|
|
|
|
|
|
административное здание, реконструкция
пл. Свободы, 1б
Карцев Юрий
Коваленко Владимир
Никишин Валерий
1983 год
1991 год |
|
|
|
На фасаде типового здания создана композиция, основной акцент которой – расположенная над аркой входа гигантская колонна. Замысел реконструкции возник в начале 80-х, что позволяет трактовать работу как манифест нового поклонения классике – фасад превращается в алтарь коринфскому ордеру.
Единственное в городе здание с коринфской колонной.
«111 построек и проектов. Нижний Новгород 1990 – 2001», архитектурный гид / Л.М. Сапрыкина, М.В. Игнатушко. – Н. Новгород: Изд-во Гос. центра современного искусства, 2001 – 108 с.: ил.; – Текст парал. рус., англ. – Библиогр.: с. 107–108.
Закономерно, что включил ее в композицию Валерий Никишин — выпускник ленинградского архитектурного института. Даже ракурс восприятия фасада — через длинный двор, по трем сторонам которого, как предполагалось, будут стоять высокие общественные здания, — характерен для европейского города, а не русского, где самое ответственное высказывание предназначено для просторных площадей.
На площади Свободы осталось старое здание проектного института, новые корпуса росли вглубь квартала по проекту 1969 года. Специалисты «Гражданпроекта» ходили на субботники ни один год. Когда же дело дошло до строительства третьего корпуса, понадобилось скорректировать «проект с пилончиками». Вместо этого архитекторы стали сочинять «искусства ради» новый вариант главного фасада. И «Композиция с колонной», вызвав недолгие сомнения финансового порядка, была одобрена руководством. Капитель колонны выполняли в Художественном фонде. Изучив увражи, рисунки от Виньолы до Михайловского, мастера отливали каждый фрагмент чаши из акантовых листьев и завитков в специально сделанных для этого формах. Готовую капитель устанавливали с помощью крана на ствол колонны. Как и в Древнем Риме, архитекторы лишили колонну ее конструктивной функции. Поставили одну, как обнаженную, в центре декоративной композиции.
Заключенная в белую рамку, колонна коринфского ордера воплощает идеал гражданского проектирования. Это вершина, ежедневное восхождение к которой сквозь арочный портал символизирует посильную жертву на алтарь искусств.
Несмотря на изменение функции здания (теперь здесь размещаются налоговые службы), искренность архитектурного манифеста 80-х не утратила своего обаяния.
«Сладкий Горький. Нижегородская архитектура 1985 – 2004» / Л.М. Сапрыкина, М.В. Игнатушко. – Н. Новгород: Изд-во Гос. центра современного искусства, 2004 – 96 с.: ил.; – Текст парал. рус., англ. – 2000 экз.
|
« назад к карте района
|
|