|
|
|
|
|
Путеводитель - структурированная по топографическому принципу информация в виде туристического маршрута, основная часть которого проходит по исторической части города
|
|
|
|
|
|
|
|
Вторая очередь комплекса зданий областного пенсионного фонда
ул. Малая Покровская, 7
Пестов Евгений
Пестова Наталья
Харитонов Александр
1999 год
1999 год |
|
|
|
Архитектура «Титаника» резко контрастна I очереди банка «Гарантия», хотя не менее экпрессивна. Кирпич и штукатурные детали I очереди сменили другие выразительные средства – облицовка, панели и стекло.
Декоративные элементы выполнены из
окрашенной стали. Интересна ориентация главного фасада: он расположен на торце здания, обращенном к одному из глубоких оврагов, пересекающих центр Нижнего Новгорода. Харитонов считал, что эти овраги таят в себе скрытый ресурс развития городского центра. В этом проекте он показал, как это должно происходить: овраг может превратиться в своеобразный урбанистический «театр», где новая архитектура сможет откровенно показать себя, не опасаясь осуждения со стороны респектабельных старых соседей.
«111 построек и проектов. Нижний Новгород 1990 – 2001», архитектурный гид / Л.М. Сапрыкина, М.В. Игнатушко. – Н. Новгород: Изд-во Гос. центра современного искусства, 2001 – 108 с.: ил.; – Текст парал. рус., англ. – Библиогр.: с. 107–108. – 2000 экз.
Между «Гарантией» и «Титаником» пять лет, дефолт, движение от лихой национальной самобытности к руинам космоса. Наивным фантазиям о рае, запечатленным в декоре «Гарантии» (павлин и яблоки), противостоит образ разрушения и хаоса в «Титанике».
«Титаник» поставлен в створе оврага, на дне которого заключена в трубы река Почайна. Здание стоит между городом и пустотой - в разрыве времени. Вдалеке, на противоположной стороне оврага, виден кремль. Это сознательное пространственное решение приоткрывает не лишенную иронии самооценку современных авторов. Над пропастью пространства и времени встречаются только кремль и Титаник, ломбардец Франческо и нижегородцы Харитонов и Пестов.
У «Титаника» три фасада. С Ильинской сквозь застройку начала хх века просматривается фасад в духе Альдо Росси – простая кирпичная кладка, зелёные трубы парохода. В неряшливый забор упирается самый артистичный фасад. Часть обшивки стекло – металлического борта корабля отслаивается и загибается, а тщетные усилия пришпилить её гвоздями труб только оставляют прорехи. Кульминация – почаинский фасад, он обрушивает на зрителя движение линий, плоскостей, объёмов. Столкновение горизонталей и вертикалей, треугольников, овалов и кругов образует здесь хаос распада, который в лучах восходящего солнца завершается сияющим провалом, когда огромный падающий назад витраж дематериализуется в потоке отражённого света.
Один из авторов здания – главный архитектор Нижнего Ногвгорода Александр Харитонов – погиб спустя несколько месяцев после окончания строительства. Рефлекс его судьбы – в странном имени и трагическом образе здания.
«Сладкий Горький. Нижегородская архитектура 1985 – 2004» / Л.М. Сапрыкина, М.В. Игнатушко. – Н. Новгород: Изд-во Гос. центра современного искусства, 2004 – 96 с.: ил.; – Текст парал. рус., англ. – 2000 экз.
|
« назад к карте района
|
|