|
|
|
|
|
Путеводитель - структурированная по топографическому принципу информация в виде туристического маршрута, основная часть которого проходит по исторической части города
|
|
|
|
|
|
|
|
Жилой дом
Перекрёсток улиц Горького и Провиантской
Быков Виктор
Сазонов Александр
Слепов Дмитрий
1992 год
2005 год |
|
|
|
Пятнадцатиэтажная башня, которая строится на перекрёстке улиц Горького и Провиантской, стала первым панорамным сооружением в исторической черте Нижнего Новгорода. Владельцы дома могут сдавать его верхний этаж под смотровую площадку. Взгляд завороженного зрителя устремляется в бесконечность: в сторону Волги с уходящей до горизонта равниной или в сторону площади Горького, где в каждом квартале кипит стройка. Отсюда можно проследить дискретную структуру города, в которой плотная городская среда перемежается обширными территориями деревень и садоводств. Но и само здание невольно приковывает к себе внимание. Оно как будто обладает теми качествами башен, вершины которых пронзают пустоту неба, устанавливая необходимую для города иерархию вертикалей.
Мастерская Виктора Быкова, начиная с 1992 года, разработала несколько проектов на этом участке для сменявших друг друга заказчиков. В результате идея башни прошла длительную образно – пластическую эволюцию. Её скульптурный объём вызрел из понятия места и соотношений, существующих в нём. Мы не найдём в ней как подражательности и угодливости, так и превосходства по отношению к окружающим зданиям. Плавный изгиб двенадцатиэтажного блока корректно связывает объём башни с девятиэтажным панельным домом 70-х.
А острый треугольник двухэтажного основания башни, предназначенный для общественных функций, фиксирует динамику пересечения улиц и развивает тему «стрелы», популярную среди нижегородских архитекторов после удачного дебюта «Айсберга» - ещё одного здания этой мастерской.
«Сладкий Горький. Нижегородская архитектура 1985 – 2004» / Л.М. Сапрыкина, М.В. Игнатушко. – Н. Новгород: Изд-во Гос. центра современного искусства, 2004 – 96 с.: ил.; – Текст парал. рус., англ. – 2000 экз.
В то время как нижегородская общественность и органы охраны памятников дискутируют о том возможно ли строительство «билдингов» в центре города, Высотное измерение становится реальностью ареала, очерченного историческими границами XVII — начала XX веков. Тем более что девятиэтажные «коробки», построенные в советское время, безнадёжно деформировали историческую застройку, лишив её соразмерных доминант. Так в 70-е годы прошлого века живописная колокольня Спасской церкви утратила солирующее значение в организации силуэта перекрестка улиц Горького и Провиантской, застроенных девятиэтажными панельными и кирпичными домами. Необходимый здесь градостроительный акцент восстановила башня нового четырнадцатиэтажного дома, вершина которой пронзает пустоту неба, устанавливая необходимую для города иерархию вертикалей. Уже в процессе строительства горожане с удивлением наблюдали за тем, как пластичный эллиптический объём возводимого здания зафиксировал на себе перспективу улицы Горького. Три городские площади — Горького, Свободы и Сенная — оказались в зоне оптического присутствия башни, легкий силуэт которой хорошо просматривается отовсюду благодаря перепадам высот городского рельефа.
История проектирования этого здания яркое свидетельство поиска формы адекватной сложной градостроительной задаче. Мастерская Виктора Быкова трижды на протяжении десятилетия возвращалась к работе на этом участке. Траектория изменений концепции постройки, которую каждый раз диктовали новые заказчики, проходила через эскизы жилого дома с типовыми квартирами (в конце 80-х), через проект величественного банковского здания нового русского капитализма (пер. половина 90-х), и, наконец, завершилась в соответствии с модой начала нового века — респектабельным жилым домом со встроенными офисными и торговыми помещениями. По эскизным проектам можно проследить длительную образно — пластическую эволюцию башни: объёмно-пространственная композиция первого жилого дома была цилиндрической, для образа банка предложили пафосный многоступенчатый объем с каскадом, ниспадающим в сторону церкви. В конечном варианте скульптурный объём, имеющий в основании эллипс, вызрел из понятия места и соотношений, существующих в нём. Мы не найдём в его образе ни подражательности и угодливости, ни превосходства по отношению к окружающим зданиям. Плавный изгиб двенадцатиэтажного блока корректно связывает объём башни с девятиэтажным панельным домом 70-х. Скульптурные качества формы, которыми славятся постройки Виктора Быкова, кажется, не много потеряли в результате того, что заказчик в процессе строительства предпочёл алюкобонду и керамграниту цветную штукатурку.
Острый треугольник двухэтажного основания башни, предназначенный для общественных функций, фиксирует динамику пересечения улиц и развивает тему «стрелы», популярную среди нижегородских архитекторов после удачного дебюта «Айсберга» — одного из самых известных здания этой мастерской.
Четырнадцатиэтажная башня — первое панорамное сооружение в исторической черте Нижнего. Владельцы дома могут сдавать его верхний этаж под смотровую площадку. Взгляд зрителя, оказавшегося на верхних этажах, с любопытством устремляется в распростёртую перед ним бесконечность. Отсюда хорошо читается средневековый, похожий на дерево, радиально — лучевой план города, и его дискретная структура, в которой городская среда перемежается обширными пространствами деревень и садов. А дальше открывается перспектива низкого горизонта заволжского берега. Те немногие, кому удалось оглядеть панораму города с этой крыши, были заворожены красотой и многообразием вида. Сегодня на правах собственности он вошёл в интерьеры квартир верхних этажей. Благодаря эллиптической форме плана и сплошному остеклению угол обзора окружающего пространства, который открывается из квартир пентхауса, равен 180 градусам. В последнее время вид из окна стал принципиальной частью архитектурной концепции жилых домов, проектируемых в мастерской Виктора Быкова.
Любовь Сапрыкина
|
« назад к карте района
|
|