|
|
|
|
24.09.2007 г.
«Возьми с собой частичку Нижнего» - так назывался проект public art, стартовавший 17 сентября 2007г. в НФ ГЦСИ и завершившийся утром 22 сентября 2007года акцией на перроне Московского вокзала.
Всю неделю длился семинар, в ходе которого данный проект разрабатывался, рос и оформлялся в стройное концептуальное детище коллективного мозгового штурма. В проекте приняли участие два известных американских художника из Нью-Йорка, специалисты в области public art: Генри Кендал и Роберт Хикмэн; яркий представитель нижегородской арт –сферы Паша Плохов и неравнодушные к современному искусству добровольцы. Многие из ННГУ им. Лобачевского – будущие культурологи, филологи, студенты факультета социальных наук; были и студенты ННГАСУ. Посильную помощь в создании проекта оказали, безусловно, сотрудники НФ ГЦСИ.
Профессионалы public art из Нью-Йорка уже приезжали в Нижний Новгород в прошлом, 2006 году. Тогда с их участием было осуществлено несколько художественных проектов.
Номер раз. «Знаки Лопатинского оврага» (м-рн Верхние Печеры, Нижний Новгород). Модифицированные дорожные знаки были установлены в местах, знакомых каждому «верхне - печерскому» жителю. Там, где обычно выгуливают собак, в треугольнике появился крокодил, которого ведет за поводок человечек. Или банановая кожура в круге как предупреждение об опасности... Новый взгляд на символику был нацелен на развитие способности человека мыслить, ведь подобных обозначений нигде и никогда не встретишь.
Номер два. «Кинотеатр» (автор проекта – Станислав Горшунов). Была создана инсталляция, демонстрировавшая каждому желающему старую кинопленку, натянутую на каркас проходного зала – коридора. Увы, в Верхних Печерах нет и никогда не было ни одного кинотеатра. Попытка замены.
Номер три. «Бассейн» (автор – Павел Плохов). Изображение на баннере, сделанное им краской из баллончика, было установлено на конструкции недостроенного бассейна на краю Лопатинского оврага, и таким образом возникло своеобразное напоминание о том, что же должно было быть на этом месте.
Непримиримые мыслительные потоки участников проекта этого года материализовались в 50 небольших коробочек с красным оленем на крышке и с весьма странным содержанием. Помимо всего прочего, каждая коробочка приютила у себя емкости с воздухом, водой и землей Нижнего Новгорода. Задумка была такова, что обладатель этого подарка получает уникальную возможность на какое-то мгновение окунуться в атмосферу нашего города, раскрыв, к примеру, баночку с нижегородским воздухом у себя дома. Немного наивно, романтично, но тем не менее идея интеграции, взаимопроникновения двух сред человеческого обитания, двух культур приобрела шанс реализоваться. Воду Нижнего Новгорода можно влить в Москва-реку или другой водоем, и тогда сотрутся географические границы, природные ограничения, и Волга будет впадать в Москва-реку. Пусть не на карте, но всё-таки. Можно поставить эти баночки на полку вместо открыток из Нижнего и любоваться ими. Всё, что угодно! Покидающим же свой город нижегородцам ингредиенты коробочки были призваны напоминать о родной земле (а так же воздухе, воде и кондитерских изделиях).
Итак. Утро. Настоящий Московский вокзал. Настоящая тележка с коробочками. Настоящий носильщик. Настоящий поезд «Буревестник» и настоящие люди. Молодые художники появились почти без предупреждения, никто из отъезжающих (естественно) их не ждал... Интрига. Азарт. Горящие глаза. Игра началась.
Было очевидно, что большая часть аудитории не готова к подобного рода творческим актам. Скептические взгляды, жесты руками с просьбой идти дальше. Кто проявил неподдельный, искренний интерес к мероприятию, к коробкам – так это дети, лишенные страхов, паранойи, беспокойств по поводу того, что это очередная промо-акция или того хуже – сектанты заманивают.
Действительно, для полноценного взаимодействия художника и аудитории в процессе осуществления public art проекта необходимо, чтобы люди имели активную жизненную позицию и были открыты новым формам искусства и новым впечатлениям.
Одним из положительных моментов события было то, что с его помощью удалось проинформировать зрителя о том, что здесь, в Нижнем Новгороде, живут инициативные молодые художники, которые попытались вложить в эту маленькую коробочку помимо материальных предметов то, что не выразишь с помощью объектов, то, что незримо присутствует в каждом из нас – частичку уютного провинциального города, распахнутого для гостей со всего света.
Мое субъективное восприятие этой акции неоднозначно. Конечно, ее отличал явно не нью-йоркский уровень. Но, с другой стороны, к нему и не было стремления. Большинство участников проекта пробовали себя в искусстве создания public art под чутким руководством специалистов, у которых за плечами огромный опыт воплощения в жизнь сложных, высокотехнологичных объектов public art. В связи с этим я говорю о некой игре в искусство, подобной игре в науку, когда школьники пишут рефераты и защищают их на «научно-практических конференциях». Суть же public art, на мой взгляд, заключается в игре иного рода – игре с людьми в их же пространстве, с их воображением, мышлением, эмоциями, чувствами, игре с человеческими стереотипами, предубеждениями, страхами, надеждами и мечтами. До искусства такой качественной, самодостаточной игры надо дорасти. Однако и у профессионалов были в свое время первые, пробные проекты. Нет, этот румяный, свежий нижегородский блинчик не комом. Этот блинчик – то, что надо.
А есть ли будущее у public art в России? Является ли перспективным это направление современного искусства у нас? Приживется ли? Ведь, как известно, уличная культура на Западе более развита, активность общества, его способность анализировать и влиять на социально-политические процессы более высоки (в силу вполне обусловленных исторических и социо - культурных особенностей). Сложно дать однозначный ответ, по крайней мере – сразу. Наше общество непредсказуемо, оно регулярно меняется, двигается и развивается. Нам нужно время. Хотя бы для того, чтобы рассказать зрителю о public art, донести до него всю прелесть не-галерейной безграничной игры и фантазии, подготовить его, заложить надежную информационную базу, повысить его грамотность в вопросах современного искусства. И тогда... И вот тогда уже посмотрим.
Текст Галины Лобановой, студентки факультета социальных наук ННГУ им.Лобачевского
фото Марины Игнатушко и Иветты Вечхайзер
«назад
|
|
|
|